"Деревня Арбузово"
Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 2024-03-29, 5:04 PM
Приветствую Вас Любознательный | RSS
[Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Из-за большого количества спама временно ограничены права пользователей

  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум о литературе и кино » Поговорим о кино » Для начинающих сценаристов » Как написать ситком (рекомендации)
Как написать ситком
НораДата: Четверг, 2006-08-17, 2:20 PM | Сообщение # 1
Группа: Удаленные





Ситком - это определенный жанр, даже более правильно сказать - КИНОТЕХНОЛОГИЯ!

1. Сцена не более 1 минуты. В крайнем случае 2.

2. Первая сцена должна начинаться с интриги.

3. Не должно быть длительных сцен: пения, танцев, встречи рассвета и т.п.

4. В 1 минуту должно прозвучать от 4 шуток и выше.
Поэтому 2, 3 или 4 фраза - заключительный итог 1,2,3 фразы.

Пример:

ДОЧЬ
Пап, а ты веришь в чудеса?
ПАПА
А как же, мне теща иногда показывает небо в алмазах.
СЫН
Тебе везет! А мне обещает показать, где раки зимуют.

В данном варианте 2 и 3 фразы - шутки.

5. Не должно быть пустых фраз.

Пример:

ДОЧЬ
Мама я пошла погулять.
(дальше обязательно надо закончить шуткой)
МАМА
Не забудь, надеть каску.
ДОЧЬ
Почему?
МАМА
Наш ненормальный сосед с верхнего этажа яйца с балкона кидает.
СЫН
А еще... я сегодня видел, он помидоры покупал...

Может это не сильная шутка, но на уровне Ситкома проходит.

6. Чтобы рассмешить можно использовать трюки Чарли Чаплина.

Пример: Ударился о косяк, подскользнулся, растянулся на шпагат, что-то неправильно надел или не то надел и т.п.

7. После того, как вы написали серию, вы должны сказать себе: "Ну, и молодец же Я!"
Если этого не произошло, надо изменять ее до тех пор, пока не скажете себе эту фразу.

Желаю успехов!

С уважением, Нора. smile

Сообщение отредактировал arbuzova - Воскресенье, 2006-12-17, 4:45 PM
 
КаллипсоДата: Пятница, 2006-08-18, 0:27 AM | Сообщение # 2
Группа: Удаленные





Я почти счастлива, что мне ничего подобного писать не приходится. Но за общее развитие спасибо biggrin
 
НораДата: Пятница, 2006-08-18, 0:31 AM | Сообщение # 3
Группа: Удаленные





Пожалуйста! smile

Каллипсо, а я только впрягаюсь. wacko Впереди большая работа. Через недельку расскажу подробнее. smile

Сообщение отредактировал Нора - Пятница, 2006-08-18, 3:05 AM
 
МаксиморонДата: Вторник, 2006-08-22, 8:27 PM | Сообщение # 4
Группа: Удаленные





Нора, я хочу с Вами дружить! Чтобы Вы меня тоже куда-нибудь впрягали! smile
 
НораДата: Вторник, 2006-08-22, 8:41 PM | Сообщение # 5
Группа: Удаленные





Я сейчас в раздумьях по поводу этого проекта. wacko Что-то там не понятно все. Главному нравится, а редактору нет. Когда эпопея закончится, расскажу все по порядку. biggrin
 
ПробкинДата: Среда, 2006-08-30, 9:47 PM | Сообщение # 6
Группа: Удаленные





Сюжет в ситкоме – вещь второстепенная.
Сюжет в ситкоме – чаще примитивен или упрощен.
Основой ситкома является – шутка.
Но
В сериале в целом должна быть некая общая идея, объясняющая зрителю из-за чего весь этот сыр-бор, например: няня должна выйти замуж за Шаталина.
Герои ситкома – яркие, характерные, неплохо если в самом образе изначально присутствует некая комичность.

Правильно ли я понимаю сам принцип построения комед. сериала?

 
НораДата: Среда, 2006-08-30, 10:18 PM | Сообщение # 7
Группа: Удаленные





Все правильно.
Сюжет в ситкоме- эта некая конструкция типа пирамидки. Начинаем строить снизу с большого элемента, то есть знакомим зрителя с основными героями, а потом нанизываем на стержень другие элементы - поменьше... побольше, причем, можно цветные (для разнообразия). wink Но тут еще такая вещь. Каждая серия должна представлять собой какую-нибудь тему. Например, день рождение Маши или приезд старого друга Шаталина. А попутно показываем отношения между главными героями, которые хотят, но не могут в силу разных причин. biggrin
Этодает воможность при повторе сериала тасовать серии.
 
МаксиморонДата: Суббота, 2006-09-02, 2:18 PM | Сообщение # 8
Группа: Удаленные





Quote (Нора)
сейчас в раздумьях по поводу этого проекта. Что-то там не понятно все. Главному нравится, а редактору нет. Когда эпопея закончится, расскажу все по порядку.

ОК, подождём. smile

 
ПробкинДата: Четверг, 2006-09-07, 10:10 PM | Сообщение # 9
Группа: Удаленные





Одна серия ситкома – на какой объем, в знаках, ориентироваться?
 
arbuzovaДата: Четверг, 2006-09-07, 10:44 PM | Сообщение # 10
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2315
Награды: 7
Репутация: 15
Статус: Offline
Серия ситкома - 26 минут.

Это приблизительно 21000-23000 с пробелами.

 
ПробкинДата: Пятница, 2006-09-08, 1:55 AM | Сообщение # 11
Группа: Удаленные





Спасибо.
Всегда здорово, если есть возможность спросить и получить ответ. Удачи.
 
НораДата: Вторник, 2006-12-12, 8:17 PM | Сообщение # 12
Группа: Удаленные





"Ситком (от английского sitcom, situation comedy – комедия положений), жанр многосерийного юмористического представления с постоянными персонажами и одним определённым местом развития событий, например дом или работа. Первые ситкомы создавались для радио, впервые в эфире они появились в 20-х годах XX века. Но термин «ситком » вошёл в лексику, если верить словарю Мерриама-Вебстера, в 1951 году, после выхода на телеэкраны юмористического сериала «Я люблю Люси». Многие современные ситкомы снимаются в студиях в присутствии зрителей (отсюда тот самый смех за кадром), после этого серии в течение нескольких дней монтируются и выпускаются в эфир"
 
AquasonickДата: Суббота, 2006-12-23, 10:22 AM | Сообщение # 13
Группа: Удаленные





ввоще скукота этот ситком. Надо быть мастером чтоб снять ситком над которым будут сметятся люди со средним и выше среднего интелекта.))
 
НораДата: Понедельник, 2009-06-01, 10:44 AM | Сообщение # 14
Группа: Удаленные





Мастер-класс от дяди Саши:

http://kinshik.livejournal.com/185055.html

В прошлом выпуске нашего мастер-класса я рассказал о том, как строится сюжет детективного сериала. Возможно, кому-то эта схема может показаться слишком простой и стандартной. Действительно, сериал – это конвейерное производство. Но на конвейере можно собирать «Жигули», а можно – «Феррари».

Сериальный конвейер – весьма сложный и тонкий механизм, нуждающийся в постоянной настройке. К сожалению, иногда руководители каналов и продюсеры забывают об этом. Например, когда запускают продолжения популярных сериалов, в которых исчерпаны все возможности развития сюжета, использованы все ходы и разрешены все конфликты. Но не будем о грустном. Будем о веселом. О ситкоме.

Ситком или ситуационная комедия – это комедийный сериал, в котором, как правило, есть одно или несколько неизменных мест действия, несколько постоянных основных героев и каждая серия представляет собой законченную историю, не связанную по сюжету с предыдущими и последующими сериями. Этот жанр родился на радио в 20-х годах прошлого века, в 70-х он пришел на телевидение. Первый российский ситком «Клубничка» был снят в 96-м году и прошел без особого шума. В России этот жанр получил настоящее признание только после оглушительного успеха сериала «Моя прекрасная няня».

В отличие от детективных сериалов и мелодрам, имеющих формат 44-52 минуты, ситком гораздо короче – 22-24 минуты. Это связано с тем, что зритель быстрее утомляется от такой сильной эмоции как веселье (и, кстати, это же правило касается страха – фильмы ужасов заметно короче, чем детективы или мелодрамы). Попробуйте посмотреть несколько серий какого-нибудь ситкома подряд. Очень скоро вы заметите, что шутки уже не кажутся вам такими смешными, а вскоре они и вовсе начнут раздражать. Герои покажутся плоскими, сюжеты шаблонными. Ушла эмоциональная волна – и сериал сразу перестал нравиться.

Малый хронометраж диктует свои ограничения. Зритель должен с первых же минут понимать роль каждого героя в истории и не отвлекаться на сложные перипетии. Главное здесь не история и не тонко выписанные характеры персонажей. Главное здесь – шутки.

Считается, что в сценарии ситкома должно быть 4-5 шуток на страницу. В некоторых ситкомах встречаются большие сцены со сложными и в тоже время невероятно смешными перекрестными диалогами (Например, в отличном сериале «Теория большого взрыва»). Но обычно диалоги в ситкомах строятся из «кирпичиков» по три реплики:

1) Вопрос
2) Ответ
3) Комментарий по поводу ответа.

При этом предполагается, что уже ответ должен вызвать смех, а комментарий должен стать смысловым «пуантом» всего диалога и вызвать взрыв смеха.

Например:

ИНТ. БАР. ВЕЧЕР.
Герой входит в бар с удочкой в руках.

БАРМЕН
Зачем тебе удочка?

ГЕРОЙ
Собираюсь поймать какую-нибудь симпатичную рыбку.

БАРМЕН
Смотри не поймай симпатичного полицейского.

Придумывать действительно смешные шутки невероятно трудно (кстати, я в курсе, что шутка, приведенная выше, не смешная). Поэтому ситкомы практически никогда не пишет один автор – всегда работает команда. Но, в отличие от телеромана, в сценарной бригаде ситкома нет разделения на сюжетчиков и диалогистов.

Сценаристы собираются за столом и устраивают мозговой штурм, придумывая шутки, шутки, шутки. Некоторые из них смешные – некоторые нет. Пока вся группа упражняется в остроумии, кто-нибудь один сидит с ноутбуком и записывает. Потом он идет домой и дорабатывает серию, придавая ей более-менее законченный вид.

Потом снова собирается вся группа, читает сценарий, ругает человека с ноутбуком за то, что он извратил их гениальные шутки и придумывает новые. В итоге получается некий первоначальный вариант сценария, который отдают актерам. Актеры устраивают читку сценария. При этом обязательно присутствует один сценарист, который слушает и помечает – какие шутки остались такими же смешными, когда их произнесли актеры, а какие – не воспринимаются на слух. Бывают такие шутки – читаешь на бумаге – смешно, а попробуешь произнести вслух – какая-то чушь. Чтобы эта чушь не попала в эфир, сценарист тут же дорабатывает сценарий. Затем актеры репетируют сцены со зрителями. И снова сценарист прислушивается – смеются ли зрители, все ли шутки они понимают? Если что-то не работает – значит, нужно снова вносить поправки. Это сильно замедляет работу, но делает сериал действительно смешным.

В России такой метод считается слишком дорогим. У нас никто не будет возиться с актерами и сценаристами целую неделю, чтобы получить 22 минуты пусть и высококлассного телевизионного зрелища. Для упрощения и удешевления работы над юмористическими сценариями, у нас берут усмешнителя - человека, который читает готовый сценарий и «усмешняет» его – придумывает для него новые шутки. А проверяют его работу сразу на телезрителях. Есть рейтинг у сериала – значит, хороший усмешнитель. Рейтинг падает – усмешнителя переводят на галеры в диалогисты на телероман.

Герои, темы и сложность шуток зависят от аудитории, которой адресован сериал. Чем проще шутки и чем более узнаваемы герои – тем шире аудитория. Например, прекрасный, очень умный и тонкий сериал «Студия 60» о буднях работников телевизионного скетч-шоу провалился. А пародия на него, «30 rock», довольно простая и грубоватая – имеет бешеный успех.

Сериалы «Друзья» и «Как я встретил вашу маму», в которых действуют обычные ребята, как ты да я – очень популярны. А «Компьютерщики» о чокнутых сисадминах имеет культовый статус лишь в очень продвинутых кругах телегурманов.

Дело в том, что восприятие юмора очень сильно зависит от культурных традиций. Язык юмора, в отличие от языка любви, не является интернациональным. Вспоминается история про одного видного советского кинодетеля, который однажды целый вечер пытался развеселить Акиру Куросаву. Бедняга целый вечер травил анекдоты. Куросава выслушивал перевод и кивал с каменным лицом. В отчаянии кинодеятель собрался уходить и стал искать свои очки. И с ужасом обнаружил, что он на них сидел. И вот когда Куросава увидел раздавленные очки, он начал так смеяться, что не мог успокоиться до конца вечера. Дело не в том, что Куросава идиот – просто в его культурной традиции смешны раздавленные очки, а в нашей - русский, немец и поляк в пустыне.

Впрочем, от интеллектуального уровня зрителей тоже многое зависит. Например, Эйнштейн придумывал формулы, простота и изящество которых вызывала смех и аплодисменты коллег. Понятное дело, что понять такой теоретически-физический юмор и посмеяться над ним могли от силы человек пять во всем мире.

А вот вам такая история. Шофер, который однажды вез Эйнштейна на лекцию в какой-то отдаленный университет, сказал ему:
- Я так много вас возил, что могу прочитать вашу лекцию за вас.
- Попробуй, - сказал Эйнштейн. Они поменялись местами, приехали в университет, шофер под аплодисменты встал за кафедру и прочитал слово в слово лекцию Энштейна. И тут какой-то ученый поднял руку и попросил лектора решить какую-то невероятно сложную формулу. Шофер не растерялся и сказал:
- Это так просто, что с этой формулой справится даже мой шофер.
И поманил Эйнштейна, который скромно сидел в заднем ряду. Эйнштейну ничего не оставалось, кроме как выйти решить формулу.

Думаю, этот анекдот поймут и сочтут забавным уже немного больше, чем пять человек.

Как вы думаете, что знает об Эйнштейне подавляющее большинство жителей нашей планеты? Что это какой-то ученый, который однажды показал язык фотографу. Это самая простая шутка Эйнштейна, и она же самая понятная.

Мораль этого научного экскурса такова: когда собираетесь пошутить, подумайте, поймет ли зритель вашу шутку, не сочтет ли он ее оскорбительной и, наконец, будет ли она для него смешной.

Теперь поговорим о героях и сюжетах ситкомов. Они столь типичны, что существуют готовые классификации, которые я, не мудрствуя лукаво, просто процитирую:

Базовые сюжетные принципы:

«Рыба без воды» - герой, оказавшийся в непривычных условиях (няня Вика в семье продюсера Шаталина в «Моей прекрасной няне», иноплянетяне на Земле в «Третьей планете от солнца»).

Контраст – герои, настолько сильно отличающиеся друг от друга, что само их соседство создает комический эффект (блондинка Пэнни и молодые гении в «Теории большого взрыва»).

Ненадежный рассказчик – герой, имеющий юношеское, незрелое восприятие ситуации (например, инфантильные «Компьютерщики»).

Пародия – герои оказываются в ситуациях, которые развиваются по канве хорошо известных зрителю историй (например, когда герой пытается вести себя как шпион или супергерой).

Основные персонажи:
Наивный дурачок.
Резонер.
Придурок.
Антагонист.
Роковая женщина.
Казанова.
Этнический или региональный стереотип.

Второстепенные герои:
Назойливые соседи,
Сумасшедшая жена и её несчастный муж.
Скряга,
Добрый неудачник,
Грубый слуга.
Герой, который никогда не появляется на экране.
Заботливый отец,
Навязчивые родственники

Сюжетные ходы:

Многие комедийные ситуации в ситкомах основываются на лжи героя или сокрытии правды. Ниже представлены самые популярные случаи лжи:
Попытка спрятать вопиющую ошибку или неправильное поведение в какой-либо ситуации.
Попытка защитить близких и друзей от плохих новостей.
Попытка «исправить» ошибку, пока её не заметили.
Попытка скрыть трещину в отношениях.
Попытка сохранить преимущество.
Попытка одурачить кого-то.
Попытка вернуть украденное имущество, пока никто не узнал о краже.
Попытка спрятать уничтоженное имущество, пока никто не узнал о его уничтожении.
Попытка игнорировать кого-то из героев.
Попытка восстановить вариант событий.
Попытка удержать ситуацию ложью, тем самым, сделав её хуже.

Большинство ситкомов используют какую-либо из вышеуказанных форм лжи. Также достаточно часто употребляются некоторые из этих принципов:
Один или несколько героев переходят в другое окружение, с целью «вернуться туда, откуда они пришли».
Герой решает изменить своё тело, свои привычки или что-то ещё для того, «чтобы чувствовать себя нормально».
Герой принимает участие в конкурсе или гонке.
Герой получает ответственную должность на работе и не может с ней справиться.
Появляются новоприбывшие или незнакомцы, что и меняет отношения между главными героями.
Праздничный эпизод, например, Хеллоуин или Рождество.
Герой думает, что другой персонаж собирается умереть и пытается всячески угодить ему, на что второй думает, что у него есть преимущество.
Мужчина и женщина обмениваются своими ролями, чтобы что-то доказать друг другу или кому-либо другому, но возвращаются к своим функциям.

От себя добавлю такой распространенный сюжет:
Мужчина отправляется на свидание одновременно с двумя девушками, вынужден метаться между двумя столиками, и в конце концов допускает ошибку.

Это все, что я хотел рассказать о ситкоме. Надеюсь, вам не показалось, что написать хороший смешной сериал просто. Тысячи людей знают наизусть все сюжетные ходы в ситкомах, а действительно смешных сериалов единицы.

Больше скажу. Заставить зрителя заплакать – пара пустяков. А вы попробуйте-ка заставить его засмеяться!

Домашнее задание на этот раз такое: у вас уже есть место действия и есть герои. Попробуйте придумать историю. Не весь сериал, а одну серию. Первую. И напишите синопсис. Не слишком подробный. На одну страницу. Но чтобы в нем было понятно, о чем история, какие конфликты и какие повороты. В комментариях ставьте, пожалуйста, ссылку на описание ваших героев и места действия, чтобы не повторяться.

 
Форум о литературе и кино » Поговорим о кино » Для начинающих сценаристов » Как написать ситком (рекомендации)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Arbuzova © 2024 |