— Повлияет ли мировой финансовый кризис на российскую киноиндустрию?
— Безусловно, повлияет. Фильмов будет производиться меньше, бюджеты их станут скромнее, драматургия — точнее, а актеры наконец будут просить человеческие гонорары. Наверное, исчезнут большие постановочные колоссы. Но для российской киноиндустрии они сейчас в принципе не очень актуальны.
— Как кризис повлияет на кино, которое снимает Первый канал?
— Первый канал, скорее всего, вернется к концепции, от которой мы хотели уходить — когда фильм является частью сериала или мини-серии. Начнем запускать проекты, где основной упор будет делаться на современную драматургию и, наверное, урежем постановочный размах.
— Есть ли какие-то проекты, от которых уже сейчас пришлось отказаться или существенно изменить?
— Да, мы отказались от части проектов, которые рассчитывали на предыдущее состояние мировой экономики. А ряд проектов, которые лежали у нас на сценарной полке, как раз активизировали. Они не требуют больших денег, но сами по себе интересны.
— Насколько вообще Первый канал зависит от внешних источников финансирования, кредитов и инвестиций?
— Мы берем только краткосрочные кредиты и только потому, что деньги за рекламу приходят в одно время, а тратить на производство и содержание канала нужно ежедневно. Единственным серьезным кредитом Первого канала были 100 миллионов, полученные сразу после дефолта. К концу этого года, слава Богу, окончательно по этому кредиту расплатимся. Надеюсь, новых брать не придется.
— Знаете ли вы проекты, не относящиеся к Первому каналу, вставшие из-за отсутствия финансирования/кредитования?
— Знаю, но называть не буду — может быть, они еще смогут найти себе финансирование.
— Правда ли, что себестоимость фильмов, снятых в России, все расходы, включая гонорары актерам и зарплаты, условно говоря, осветителей, а также цена проката оборудования, непристойно высока?
— Зачастую не непристойно, а отвратительно дорого. Без всяких на то оснований.
— Отразится ли кризис на себестоимости фильмов? Получится ли в ближайшие годы находить 10 миллионов долларов на съемку кино?
— Думаю, что вряд ли кто-то захочет вложить такую сумму в один фильм. Слишком велик риск не вернуть деньги.
— Тогда каков он — стандартный производственный бюджет кинофильма в 2009-2010 годах?
— Полтора, два, два с половиной, три миллиона долларов...
— Самый главный вопрос: обвалится ли телевизионный рекламный рынок?
— Обратитесь к господу Богу. Мы молимся ему, чтобы не обвалился. К сожалению, прогноз негативный. В первом полугодии рынок может "сесть" на 30 процентов.
— Если прогноз подтвердится, как это повлияет на производство сериалов и телефильмов?
— Сериалов станет меньше, производство их будет дешевле, и думаю, что вероятность этого чертовски высока. Причем производителями этих сериалов останутся те, у кого хватит ума и опыта производить это дешевле настолько же, насколько упадет рекламный рынок, и продавать свой продукт каналам по адекватной цене. Так что совет от телеканалов производителям: вместе упадем — вместе поднимемся. А кто не захочет падать синхронно, уйдет в производство диафильмов.
— Сергей Сельянов, один из наших респондентов в этом проекте, сказал, что кризис — это очень хорошо для кино. Собственно, пример Великой депрессии в США это подтверждает. А вы с этим согласны?
— Во время Великой депрессии кинобизнес действительно пошел в гору, потому что кино было самым дешевым способом развлечения. Но тогда не было телевидения. А сейчас именно ТВ выполняет функцию, которую выполняло кино во времена Великой депрессии. Так что вынужден разочаровать своего товарища Сергея Сельянова. Не стоит надеяться, что во время кризиса народ повалит в кино. Потому что кино — это, может, не слишком дорого, но за деньги, а телевидение для зрителя (но, увы, не для производителя) — совершенно бесплатно.
http://www.film.ru/article.asp?id=5523