Александра Балуева представлять не надо. Сегодня он - один из самых востребованных актеров. Его снимают так много, что иногда берет опасение - не заигрался бы. Не повторился бы в создаваемых экранных образах. Но нет, Балуев ищет все новые краски, каждой очередной ролью подтверждая, что он - Художник, исполнение и тиражирование одного и того же образа - не его манера. - Александр, вам не кажется, что режиссеры зачастую эксплуатируют вас в роли этакого супермужчины?
- Это идет от того, что сегодня многие режиссеры на первое место ставят все эти силовые "пиф-паф" и "пуф-пуф". Но я стараюсь не идти на поводу, поскольку не занимаюсь тиражированием супергероев.
- Но в "Спецназе" ваш герой - как раз такой супермен.
- Это только одна из моих ролей - не больше, не меньше. А спецназовцы должны уметь кувыркаться, прыгать, вот мне и приходилось все это делать. Если вы действительно смотрите все фильмы с моим участием, то должны были заметить, что, например, в картине "Маросейка" бьют как раз меня, а не я. Так что относительно суперролей вы преувеличиваете. Это скорее просто сложившийся в сознании большинства образ, наиболее запомнившийся среди других. И это объяснимо - образы героев запоминаются легче и нравятся больше.
- В повседневной жизни вы так же легко способны проделать то, что, скажем, вытворяете в "Спецназе"?
- А зачем? На экране я чаще всего занимаюсь тем, что в обычной жизни мне вовсе не интересно и не привлекает меня ни с какой стороны. Я патологически не выношу насилие, оружие, стрельбу в любом виде. Но играть мне это интересно, потому что в повседневной жизни я как раз другой, и для меня это некий момент преодоления.
- А какой вы в жизни?
- Стараюсь быть спокойным, обожаю уединение в собственном доме.
- Вы живете за городом?
- Да, около 10 лет назад я поменял городскую квартиру на дом в деревне. Потому как в какой-то момент понял, что в городе мне нечем дышать, что я стал физически в нем задыхаться. Я стал раздражительным, нервным, беспокойным. Очень плохо спал по ночам, мне не хватало времени, чтобы выспаться и восстановиться после съемочного дня или спектакля. Я вставал с постели абсолютно разбитый. И очень скоро стал понимать, что дальше так жить нельзя.
Поначалу я стал каждый свободный час использовать для того, чтобы выбраться на природу - в лес, на речку, а потом понял вдруг окончательно и бесповоротно, что нужно возвращаться жить на землю, иначе меня так надолго не хватит. Чем дальше, тем хуже буду я себя в городе чувствовать.
- И выбрали деревеньку не где-нибудь, а на Рублевском шоссе…
- Вовсе не из-за престижности этого места. На Рублевском направлении очень красивые смешанные леса, перемежающиеся солнечными полянами и красивыми ухоженными деревеньками. Я все это очень люблю. Вероятно, во мне живет неосознанная мною до конца сильная связь с землей.
- И работать на ней любите?
- Если вы имеет ввиду огурчики-помидорчики, то овощи я покупаю у тех, кто умеет и имеет возможность их выращивать. А вот что касается цветов и хвойных деревьев, этого "добра" у меня на участке достаточно. Обожаю всякие елки, кедры, сосны. Я за ними ухаживаю. И если они вдруг подсыхают, начинаю переживать, нервничать, искать какие-либо специальные удобрения, чтобы с их помощью защитить деревья от болезни. Я хвойный человек. Вообще люблю все натуральное, так сказать, живое, идущее откуда-то оттуда, издалека, от предков. Поэтому мне очень нравится жить в бревенчатом доме, пить чай из самовара, ходить по деревянным скрипучим половицам и растапливать печь - она у меня большая и нарядная. Место в доме ей отведено почетное.
Новая жизнь, начавшаяся для меня после переезда на землю, в свой дом, помогла мне восстановиться, обрести душевный покой, который здорово повлиял и на мое физическое самочувствие. Я давно приметил, что сегодня наблюдается обратный процесс - люди стали возвращаться жить в деревню. И этот процесс протекал бы активнее, если бы у населения было достаточно средств на покупку своего дома. Если кто и рвется сегодня в столицу, то, как правило, те, кто нажился в деревне и не знает городской жизни, кто представляет ее такой, какой видит на экране - в блеске огней и беспрерывного праздника. На самом деле в городе жить очень непросто.
- Раз мы заговорили о здоровом образе жизни, правильно будет предположить, что вы дружите со спортом.
- Стараюсь по мере сил и возможностей. Но в тренажерные залы не хожу. В теннис играю, стараюсь себя совсем не запускать. Правда, сказать, что у меня ничего не болит, не могу. К врачам приходится обращаться.
- Вам ли говорить про болезни! Знаю, что многие женщины - ваши поклонницы - мечтали бы оказаться хотя бы в роли ваших партнерш по фильмам, скажем, "Затворник", где вы играете с Амалией Мордвиновой, "Идеальная пара" - с Аллой Клюкой, или "Благословите женщину" - со Светланой Ходченковой… Вы так умеете любить на экране!
- Да это только игра. Дети от этого не рождаются. Нужно уметь разделять экранную жизнь и реальную.
- Как вы считаете, отношения между двумя людьми нужно постоянно чем-то подпитывать, поддерживать, чтобы чувства не стерлись, не потеряли своей остроты?
- Не знаю как насчет подпитки, это же не дерево и не цветок, но следить за этим процессом надо. Два любящих друг друга человека - это все равно два разных мира. Так вот этот мир нужно научиться понимать и считаться с ним. Обязательно идти на уступки, особенно в семье. А это огромный труд.
- Вы поймете свою жену, если она устала и не смогла, скажем, вымыть посуду, оставив ее в раковине до утра? Сцен устраивать не будете?
- Да посуду я и сам могу вымыть, небольшая проблема. И понять самочувствие жены смогу, я ведь такой же человек, и сам не всегда себя бодро чувствую. Мы все живые люди.
- Видно, что вы человек категоричный. С режиссерами часто спорить приходится?
- Я не трачу на это свои силы. Никогда никому ничего не доказываю. Бессмысленное занятие. Кино - все равно режиссерское дело. Я просто всегда старюсь понять режиссера и выяснить, что он, собственно говоря, хочет.
- И в жизни вы человек неконфликтный?
- Ну, когда сильно достанут, конфликтую. Но чтобы это случалось как можно реже, стараюсь с докучливыми людьми общаться по минимуму. Но если все-таки приходится, то разговариваю с ними с определенной долей сдержанности.
- Возможно, та усталость и раздражение, что вас посещают, связаны с тем, что вы очень много снимаетесь. Не утомительно столько работать? Так любой может надломиться.
- Это только кажется, что я беспрерывно и помногу работаю. Говорю, как на духу, что никогда не снимаюсь параллельно сразу в двух-трех картинах, тем более в сериалах. У меня для этого нет ни сил, ни желания. А такое впечатление, что я все время снимаюсь, складывается потому, что каналы одновременно ухитряются выпускать все фильмы с моим участием. И у зрителей складывается обманчивое впечатление, что я везде, сразу и в одно и то же время.
- Тем не менее, вы действительно много снимаетесь. Есть самая любимая кинокартина, роль?
- Главное, чтобы зрителю мои картины нравились. Это у них надо спрашивать, приходятся им по душе мои работы или нет.
Безусловно, мне какие-то роли нравятся меньше, какие-то больше, но я не хочу обижать режиссеров, с которыми мне пришлось работать. Как бы там ни было, я сам соглашался на эти картины, и если что-то не получилось, в этом есть и моя вина тоже.
Беседовала Мария АНОХИНА
Российская аграрная газета №15 (49)