Тимур Вайнштейн: «У нас нехватка вообще всего»
«У нас же снять фильм – часто во многом подвиг, а не нормальная текущая работа»
23 января 2007, 08:53
Фото: Гульнара Хаматова\ВГЗЛЯД
Текст: Наталья Жогова
Совладелец и генеральный продюсер центра «Леан-М» Тимур Вайнштейн рассказал газете ВЗГЛЯД о том, каким он видит будущее российского кинорынка. Авторы «Солдат» прогнозируют бум фильмов в стиле фэнтези и делают ставку на классические «телемуви» вроде «Место встречи изменить нельзя». По мнению господина Вайнштейна, у России нет преимуществ перед другими странами, кроме низких производственных издержек.
- Господин Вайнштейн, когда будет закрыта сделка с Sony Pictures?
- Наша компания готовит сделку с Sony Pictures Television International, подразделением Sony Pictures. Речь идет о покупке SPTI доли в нашей компании. Более конкретную информацию я пока вам дать не могу. Хочу только сказать, что, судя по реакции на рынке, это будет одним из событий года, поскольку это прецедент для России.
- Стратегический партнер обещал вам новые перспективы?
- Перспективы, я думаю, очевидны. Сотрудничество с Sony Pictures позволит нам выйти на мировой рынок, а совместная работа с их специалистами над форматными сериалами – повышать уровень мастерства и отрабатывать современную технологию.
- Кто сейчас владеет компанией «Леан-М»?
- Три равноценных партнера, создавших продюсерский центр три года назад, – Тимур Вайнштейн, Вячеслав Муругов и Олег Осипов.
- Производство телевизионной продукции позволяет зарабатывать деньги? Каков объем этого рынка?
- Годовой объем российского рынка телесериальной продукции составляет примерно 200 млн долларов. Я думаю, что в следующем году он в лучшем случае сможет вырасти до 220 млн долларов.
Отсутствие активного роста российского телерынка обусловлено некоторыми причинами. С одной стороны, существует небольшое количество телеканалов, которые могут позволить себе заказывать серьезный продукт, с другой стороны, большое количество производителей, что позволяет телеканалам регулировать стоимость этого продукта. Однако очевидно, что телерынок придет к такому моменту, когда останется несколько больших производителей – мейджоров, которые будут работать с телеканалами.
- Какова доля вашей компании на рынке?
- Разговоры о том, что сегодня возможно оценить долю на рынке, достаточно условны. Однако если исходить из того объема, который заявлен, доля нашей компании составляет примерно 20%. При наличии большого количества тех компаний, которые делают по одному-два проекта, я не думаю, что сегодня на рынке существуют производители, которые имеют более 20%. Вообще высказывания о том, что у нас существуют конкуренты, имеющие 40–50% рынка, – это утопия, такого просто нет.
- Насколько сильна конкуренция?
- Не настолько, чтобы это нас беспокоило. Мы, кстати, выступили инициаторами некоего содружества крупных телевизионных продакшен-компаний. Однако эта идея пока не нашла отклика. Хотя очевидно, что при всей внешней конкуренции у нас много внутренних вопросов.
- Каковы финансовые итоги работы продюсерского центра за 2006 год?
- Нам за год удалось увеличить оборот компании на 300%. То есть мы пережили наиболее сложный момент в бизнесе – выдержали резкий рост.
- Вы производите комедийные сериалы, адаптируете ситкомы. В чем специфика жанра сериала для России? Чем руководствуетесь при выборе материала для новых проектов?
- В производстве сериалов можно пойти двумя путями: изготовлять оригинальную продукцию или адаптировать зарубежную. Мы изначально делали ставку на оригинальный продукт. На то, что может быть интересно российскому зрителю. Почему «Солдаты» продолжают удерживать высокие рейтинги? Потому что идея, придуманная Вячеславом Муруговым, опиралась на то, что существует большая аудитория, которая знает и любит эту тематику.
В принципе жанр длинной лирической комедии, в которой сделан сериал, популярен везде, просто нужно найти ту тему, которая интересна российскому зрителю.
Аналогично обстоит дело с ситкомами. Главное здесь – идея. Надеюсь, что оригинальные ситкомы станут такими же популярными, как и «форматные» ситкомы.
Кстати, по моему мнению, практически все зарубежные длинные сериалы и ситкомы, которые можно было адаптировать из хитов прошлых лет, уже вышли на наши экраны. При этом в год в мире появляется не более трех проектов, которые могут завоевать популярность во всех странах. То есть список достаточно лимитирован. В процессе работы с форматной продукцией для меня также стало очевидно, что не стоит адаптировать сериалы, которые были популярны только в одной стране: совершенно не факт, что они будут популярны в России. Это еще раз подтверждает, что упор надо делать на оригинальные сериалы. В нашем пакете сейчас разработки более ста новых оригинальных проектов, некоторые из которых выйдут в эфир в этом году.
Мы планируем двигаться в этом направлении. В новом году у нас уже в запуске около 10 сериалов
- Вкусы любителей сериалов меняются быстро?
- Вкусы потребителей меняются в тот момент, когда они переедают чего-то одного. Это нормальная практика, что как только кто-то делает популярный криминальный сериал, тут же все остальные наваливаются и начинают штамповать криминальные сериалы или, наоборот, комедии. С одной стороны, кто первый – тот победил. Однако предугадать успех сериала очень сложно. Тут много нюансов. Кроме качества, продукт надо правильно рекламировать и пиарить, грамотно разместить, вовремя запустить и постоянно поддерживать.
Если говорить о новых веяниях, по моему мнению, к настоящему моменту зритель уже подошел к восприятию жанра фэнтези. В кино жанр уже стал популярен, а на телевидении его просто нет. В ближайшие 2–3 года будет прорыв в этой области, появится большое количество сериалов в этом жанре.
- Будете первопроходцами?
- Мы планируем двигаться в этом направлении. В новом году у нас уже в запуске около 10 сериалов, но сериала в стиле фэнтези среди них пока нет. Это жанр не дешевый, и телеканалы не рискуют и ждут, кто из них запустится первым, чтобы понять, интересно это зрителю или нет. У нас в разработке сейчас два таких проекта, один из которых форматный для адаптации.
- Какие впечатления складываются от работы в жанре экшен?
- Мы прорабатываем этот жанр, пробуем в нем свои силы и отрабатываем технологию. Сегодня согласно мировой практике в любом производстве на первом месте стоит именно технология. Мы успешно делали сериалы в жанре длинных лирических комедий, затем освоили ситкомы и теленовеллы, сейчас запускаем жанр экшен.
Также мы начинаем работу над «телемуви». Это 1–2-серийные недорогие телевизионные фильмы. В нашей стране всегда была хорошая школа телевизионного кино. То же «Место встречи изменить нельзя» – это «телемуви».
- Телевидению не хватает таких фильмов?
- Да у нас нехватка вообще всего. Это только разговоры, что сериальный телерынок перенасыщен. Сейчас с математической точки зрения наблюдается нехватка около 50% сериальной продукции на телеканалах. Правда, если творчески посмотреть на этот вопрос, то, по моему наблюдению, из тех 50%, что сейчас представлены на рынке, реально имеет право на существование только половина.
Это же касается «телемуви». Есть опасность, что сегодня все бросятся снимать «телемуви» без всяких технологий, стремясь побыстрее выполнить заказ. Часто это происходит с кино. Снимут один-два хороших фильма – и народ идет в кинотеатры, следом снимают еще 10 бездарных – народ опять не верит в отечественный кинематограф и идет на голливудские фильмы.
- Ваша компания начинала работу со съемок спецрепортажей и документальных фильмов. Вы продолжаете этим заниматься?
- Документальное кино сейчас успешно развивается, фильмы набирают хорошие рейтинги. Однако сейчас документальные проекты у нас далеко не на первом месте. Все компании должны позиционировать себя. Создание документальных фильмов сегодня не входит в сферу интересов нашей компании.
- С какими трудностями можно столкнуться при продюсировании художественного кино?
- Первая трудность – большое количество непрофессионалов как в кино, так и на телевидении, что является большой бедой для российского рынка. У нас пока большая нехватка как творческих, так и технических кадров. Рынок стремительно растет, и грамотных специалистов просто элементарно не хватает.
Но зачастую основной проблемой становится отсутствие взаимопонимания продюсера и режиссера.
У нас пока режиссеры не до конца понимают, что кино, которое снимается для проката, называется продюсерским. Продюсер рискует и выигрывает… или проигрывает. Это давно поняли в Голливуде, поэтому известные режиссеры там давно уже сами продюсируют свои фильмы.
Олег Осипов недавно закончил съемку полнометражного фильма. Кроме того, мы планируем снять два художественных фильма в этом году. Хотим сделать качественный продукт, так как уже несколько лет идем к этому. Должен заметить, что мы не ставим главной целью заработать. Потому что понимаем, что в России это на сегодняшний день достаточно сложно.
Дело в том, что сегодня российский рынок кинопроката совершенно не развит. Российская киноиндустрия – практически виртуальное понятие. Все знают, что он есть, но как он выглядит на самом деле – большая загадка.
Любое отечественное кино может сегодня рассчитывать на коммерческий успех. Но только при поддержке телеканала
- Какое отечественное кино может сегодня рассчитывать на коммерческий успех?
- Любое. Но только при поддержке телеканала. Прибыльным у нас может стать только то кино, за которым стоит большой телеканал, который может обеспечивать рекламу фильма с утра до вечера. Конечно, у картины должен быть нормальный бюджет и какая-нибудь приемлемая идея, но на первом месте большими буквами стоит поддержка телеканала.
- Каков минимальный бюджет успешного в коммерческом отношении фильма?
- Если вы тратите на фильм больше 2 млн долларов – это уже серьезный риск, что деньги не вернутся.
- Существует ли психологическое предубеждение в отношении коммерческого российского кино?
- В мире? Да никакого! Просто нет такого российского кино, которое было бы интересно массовому зрителю за рубежом. У нас есть хорошие фестивальные фильмы, но делать кассу по миру они не будут.
В коммерческом кино мы делаем первые шаги и пока не готовы конкурировать с мировым кинематографом. Возьмем российский фэнтези-фильм с рекордным для нас бюджетом в 17 млн долларов («Волкодав». – Ред.). Понятно, что для того, чтобы его смотрели по всему миру, его бюджет реально должен быть около 200 млн.
Голливуд снимает качественное кино давно, по отлаженным технологиям, с профессиональными людьми, у них все давно выстроено и работает. У нас же снять фильм – часто во многом подвиг, а не нормальная текущая работа.
- Sony Pictures уже снимает кино в России (компания Monumental Pictures), к ней вскоре может присоединиться The Walt Disney. Что их привлекает?
- Естественно, Россия привлекательна для крупных киномейджоров потому, что здесь производство дешевле. Других реальных преимуществ нет. Все как везде. Голливудское кино часто снимается в других странах. Раньше снимали в Чехии, чехи сориентировались и подняли цену. Сейчас студии идут к нам. И российским кинопроизводителям надо использовать этот шанс, надо научиться использовать их передовые технологии, что, кстати, нам удается делать на уровне телевизионных проектов. Ведь там уже давно все придумано. Не надо ничего изобретать, технологии можно с успехом перенимать и использовать, адаптировать, если хотите, так как это экономит деньги.
- Вы продюсер и режиссер церемонии кинопремии «Ника». В 2007 году ее будут вручать 20-й раз. Готовитесь к церемонии?
- Да, подготовка уже началась. 20 лет – это огромная история. Будет очень серьезное большое мероприятие.
- Кавээновское прошлое влияет на вашу жизнь и работу?
- КВН сбил меня с пути истинного. Я закончил медицинский университет, по профессии психиатр. Но затем ушел в творчество, что оказало влияние на весь мой дальнейший путь. Сейчас КВН помогает мне иметь постоянный жизненный тонус и, наверное, с иронией реагировать на все происходящее вокруг.
http://vz.ru/economy/2007/1/23/65435.html