Кино кормится из рук ТВ[Продакшн] Заниматься кинобизнесом в Украине нерентабельно, утверждают эксперты. В то же время растет производство телефильмов. К концу года продакшн-студии планируют выпустить не менее 225 часов телепродукта
Около $2 млн., вложенных в производство фильма Orange Love, не окупятся в Украине, считает режиссер проекта Алан Бадоев. В принципе, эта оценка — точная характеристика состояния украинского кинобизнеса. К примеру, блокбастер «Пираты Карибского моря» собрал в Украине $3 млн. (это больше, чем все другие ленты, которые были в украинском прокате. — Авт.).
На этом фоне кассовый сбор фильма «Оранжевое небо» выглядит плачевно — $100 тыс. Почти такой же результат и у «Авроры». Ленты «Прорвемся», Happy people! и «Штольня» не смогли подняться даже до этой планки. Аналитики рынка отмечают, что заниматься кинобизнесом в Украине нерентабельно. Чего не скажешь о производстве телепродуктов, в частности, телефильмов (фильмов, созданных специально для показа на ТВ. — Авт.)
Ведущими игроками телекинопродакшн являются компании Pro TV, Star Media, Film UA, «Студия Байрак» и «Украинская медийная группа» (УМГ). В прошлом году каждая из компаний выпустила до 250 часов телепродукта, ориентированного на украинский и российский телерынки. В целом украинские телепроизводители в 2006 г. продали в Россию до 1,5 тыс. часов продукта.
Виктор Мирский, управляющий компании Film UA, заявил «і»: «В этом году мы планируем выпустить 25-30 телефильмов длительностью до 90 минут. Возможно, три-четыре сериала по 16 серий. Рассматриваем вариант производства длительного сериала в формате теленовеллы». Планы других игроков рынка также масштабны: каждый производитель планирует снять до 30 телефильмов.
Телефильмы будут востребованы. Телеканал СТБ и киногруппа Film.UA на днях заключили сделку о передаче каналу прав на показ премьерных проектов и пакета телефильмов. В пакет вошел весь продукт киногруппы в жанре tv-movie. Сумма сделки не разглашается, но канал не ограничится только продукцией Film.ua. «Мы постоянно ведем переговоры с украинскими продакшн-студиями о возможности закупки телепродукта», — заявил «і» гендиректор СТБ Владимир Бороднянский.
В сотрудничестве с производителями заинтересован и «Интер». Телеканал готов сотрудничать с украинскими продюсерами, качество продукции которых отвечает стандартам «Интера», а таких, по словам замдиректора канала Сергея Демьянчука, не так уж много. Приоритетом для «Интера» сейчас является развитие собственного телепроизводства. Такой же приоритет и у «Нового канала». В эфире телеканала украинский телепродукт составляет примерно 25%, в будущем его доля может увеличиться за счет внутреннего продакшна канала. «Сотрудничество с украинскими производителями мы рассматриваем под углом соответствия предлагаемого продукта профильному для нас развлекательному жанру. В этой сфере предложения нас пока не удовлетворяют», — заявила продюсер «Нового» Виктория Шульженко.
Эксперты отмечают, что стоимость производства одного часового телефильма колеблется в пределах $20-300 тыс. Все зависит от программируемого качества конечного продукта, тематики и актерского состава. Получается, что минимальный объем отечественного рынка производства телефильмов составляет $45 млн.
Стоит отметить, что Украина занимает второе после России место в СНГ по производству телепродуктов. При этом продюсеры признаются, что сам по себе украинский телерынок может окупить только довольно дешевый продукт. Сергей Амеличев, директор компании Star Media, отмечает, что ориентировать телепродукт только на украинский рынок нельзя: «Соотношение прибыли, которую можно собрать в Украине и России, — один к десяти».
Светлана Калинина, партнер по медиааудиту экспертной группы Kwendi, считает, что рост производства телефильмов способствует развитию в Украине такого направления, как product placement.
Чего же недостает для прибыльности произведенного в Украине кино? Виктор Приходько, генпродюсер компании Pro TV, считает, что проблема в качестве продукции украинских киношников.
Такого же мнения придерживается и Светлана Зиновьева, координатор кинофестиваля «Молодость». По ее мнению, отставание украинского кино от соседних России и Польши обусловлено неудовлетворительным состоянием кинообразования. «К тому же негативную роль играет отсутствие высших международных сценарно-режиссерских курсов»,— считает Светлана Зиновьева.
Участники рынка уверены, что перспектива украинского кино — недорогие качественные фильмы, ориентированные на украинский и российский рынки одновременно.