Героев «Связи» мучают те же страсти, что и героев в «Осеннем марафоне» Георгия Данелии, только вместо любовного треугольника у Дуни, именуемой теперь уважительно Авдотьей Смирновой получился некий четырехугольник и два в уме – дети главных героев. Даже место действия не изменилось – все тот же Ленинград-Петербург, лишь с несколькими штрихами Москвы: аэропорт «Шереметьево», некий ресторан, некая лужайка якобы Подмосковья (наверняка снимали в Питере во избежание лишних материальных трат) ну и так далее. Местами «Связь» напоминает даже «Иронию судьбы» Эльдара Рязанова, все эти путешествия из Петербурга в Москву и обратно, новогодние приготовления, подаренные духи и даже мордобой, с той лишь разницей, что в «Связи» не все так весело как в новогодней комедии. Кстати, первые сцены фильма на взлетной полосе получились очень близкими по атмосфере и духу тому же Данелиевскому «Я шагаю по Москве», сразу видно учителей Авдотьи Смирновой - драматурга, телеведущей, а теперь и дебютанта в режиссуре. Ну что же, учителя хорошие, ученица тоже старалась не подкачать.
История героев фильма – Нины (Анна Михалкова) и Ильи (Михаил Пореченков) в общем-то, стара как мир, но всегда актуальна, а потому ее интересно смотреть, думаешь, а как в этот раз герои разрубят гордиев узел? Но финал бывает не всегда интересным и неожиданным, потому что вариантов не так и много. Хотя... Нина и Игорь, к примеру, могли бы не разводиться, а просто пожить вместе, чтобы понять, насколько глубоко их чувство, а жена Игоря и муж Нины соответственно могли бы тоже зря времени не терять и съехаться, все были бы довольны и счастливы. По крайней мере, какое-то время, оно ведь, как известно, лучшее лекарство от всех проблем. Но наши герои легких путей не ищут, да и в жизни не бывает, чтобы все были довольны, а потому мучаются сами, мучают своих благоверных, даже дети становятся невольными заложниками проблем взрослых. Но это на первый взгляд.
Что до меня, так Нининого мужа Никиту (Дмитрий Шевченко) как-то даже совсем не жаль. Он конечно порядочный семьянин, но и порядочный нахлебник: прикрываясь званием «художник» он позволяет своей жене содержать семью, не зарабатывая денег (ведь мы знаем, что на зарплату учителя рисования даже одному человеку прожить сложно, не то, что семье), а Нина при этом его оберегает, даже не разрешает Илье устроить Никиту работать у себя дизайнером в магазине, потому что он не оформитель, а Художник. Ну да, он ее Мастер, она – его Маргарита, только почему-то подумывающая сбежать к другому. Нина – натура тонкая, чувственная, она не только работает, но и занимается танцами. Своего мужа она очень любит, поэтому мечтает о многомужестве, но и Илья дорожит своей семьей, а потому мечтает о многоженстве. Логически их дети должны были бы встретиться лет эдак через десять, жениться и умереть в один день. Хотя бы назло родителям. Да и по законам драматургии все бы пазлы этой картины сложились. Возможно, эта мысль, появившаяся у меня сразу же, как стало понятно, что у Нины и Ильи разнополые дети одного возраста, следствие непоследовательной режиссуры Авдотьи снявшей фильм так, что возникает ложная логическая цепь.
Герои хотят, чтобы у них все разрешилось само собой, словно по щучьему велению, но так бывает только в сказках, а в жизни все зависит от человека, вот и пришлось Нине предлагать на вокзале щуку людям за ненадобностью. Даже продавцам шавермы она не пригодилась, ну не делают шаверму с рыбой и все тут. Кстати, помимо того, что одного из продавцов сыграл кинорежиссер Алексей Попогребский, этот эпизод интересен еще и тем, что лишний раз напоминает про питерскую шаверму, которой никогда не стать московской шаурмой и наоборот. Правда, в чем разница, не знают, кажется, и сами продавцы продукта. Кстати если продолжить разговор о Питере и Москве, особо внимательный зритель может заметить и Константина Хабенского в роли самого себя в московской гостинице.
У Данелии сюжет происходил осенью и связь его героев словно увядает вместе с природой, в «Связи» Смирновой чувства действующих лиц не заморожены, а созвучны ритму танго, на занятия которым ходит Нина, то словно на мгновение замирая во времени и пространстве, то кружась в вихре страстных па. Ярко-красные бусы, с которыми не расстается Нина на фоне черной водолазки придают ее образу помимо страсти, к которой по идее должна прилагаться и пролитая кровь, как это ни парадоксально, нечто ренатолитвиновское времен «Небо. Самолет. Девушка», тоже фильма о коротких встречах и долгих проводах. Изображение же «Связи» не настолько гламурное, как в фильмах с участием Литвиновой, оно болезненное, слегка розовато-желтоватое, расплывчатое, снятое в лучших традициях перестроечного кино. Черты настолько размыты, что временами раздражают глаз, но играют на руку сюжету, подчеркивая неправильность, нездоровость происходящего.
Ирина Штефанова