Александр Митта, в своем подходе ближе всего стоит к традициям американского кинематографа, однако его советы, которые он излагает в веселой и доступной форме, очень важны. Успех фильма по Митте имеет три составляющие: ЛЮБОПЫТСТВО, СОПЕРЕЖИВАНИЕ, САСПЕНС. А) Любопытство
Для начала следует пробудить в зрителе любопытство. Есть несложные правила, как разжечь зрительский интерес, рассказывая историю.
1. Выдавайте информацию маленькими порциями.
2. Каждый раз сообщайте меньше, чем хочет узнать аудитория. Пока вы контролируете информацию, вы хозяин положения. Старый принцип шоу-бизнеса гласит: заканчивать так, чтобы публика хотела еще.
3. Самые лакомые кусочки информации утаивайте до самого конца.
4. Ничего не сообщайте просто так, заставьте персонажей побороться за каждую каплю информации. Чем больше труда будет вложено в поиск информации, тем ценнее она для аудитории,
В подаче информации самыми важными моментами являются поворотные пункты, когда глоток новой информации поворачивает всю историю в неожиданное новое русло. Чем повороты необычнее, тем увлекательнее истории.
Б) Сопереживание
Сопереживание порождает идентификацию. Мы как бы живем и действуем вместе с героем, переживаем вместе с ним, его проблемы становятся нам близки и понятны, мы желаем ему победы над противником.
Чем понятнее персонаж, тем понятнее его тревоги и проблемы. В числе твердых правил «хорошо рассказанной истории» есть такое: сперва покажи привлекательные качества героя, помоги зрителю полюбить его или испытать сочувствие, а уже потом обрати внимание зрителей на его недостатки.
В) Саспенс
Саспенс — это момент, в котором вовлечение в фильм аудитории проявляется наиболее полно.
Саспенс — это чисто английское слово. Знатоки языка говорят, что «напряжение» – это неточный и неполный перевод. Точнее оно означает «напряженное невыносимое ожидание».
Саспенс – это реакция аудитории на то, что происходит здесь и сейчас. Он возникает, если у аудитории и персонажа есть моральная общность, если у зрителей и характера один и тот же эмоциональный заряд (он боится, и я боюсь за него; он хочет найти убийцу, и я хочу, чтобы убийцу нашли). Если аудитория заботится о герое — чтобы он не погиб, не потерпел поражения, — возникает саспенс.
Саспенс сжимает или растягивает время по нашему желанию. В ключевой момент саспенса время может быть растянуто. Каждая секунда может длиться хоть в десять раз дольше. Это помогает эмоциональному вовлечению зрителей. Пример из кинематографа: «расстрел на одесской лестнице» в фильме «Броненосец «Потемкин» – время нескольких мгновений растянуто в 5-6 минут за счет того, что расстрел показан одновременно с разных точек зрения.
Маленькое замечание: Все это, разумеется, нужно знать. Но если зритель поймет, что кроме манипуляции автор ничего не дал ему взамен, положение автора будет незавидным. Его побьют. И поделом ему.