"Деревня Арбузово"
Главная | Регистрация | Вход
Воскресенье, 2024-10-13, 0:20 AM
Приветствую Вас Любознательный | RSS
[Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Из-за большого количества спама временно ограничены права пользователей

  • Страница 1 из 1
  • 1
Как стать сценаристом
НораДата: Понедельник, 2006-07-31, 12:32 PM | Сообщение # 1
Группа: Удаленные





Статья из ЖЖ. Расчитана на начинающих авторов.:

ссылка:
http://amolchanov.livejournal.com/618851.html

Как стать сценаристом
Зимой написал по заказу одного издания статью "Как стать сценаристом". Статья не пошла - заказчик ждал веселых баек из жизни киношников, а я написал вполне себе учебник. Вчера разбирал архив, наткнулся, выставляю здесь - мало ли, кому-нибудь поможет. Действующим мэтрам просьба не читать и не срамить меня тем что и то не так и се не этак. А начинающих приглашаю под кат.

РУБ: Испытано на себе
ЗАГ: Как стать сценаристом
ПОДЗАГ: Чтобы научиться писать хорошие сценарии, вовсе не нужно быть хорошим писателем

Профессий много, но прекрасней всех кино, или, на худой конец, телевидение. Кто в этот мир попал, уж как-нибудь да постарается остаться здесь навеки. Вопрос в другом – как именно попасть в этот мир?

Во времена Сименона у каждого журналиста лежал в столе недописанный роман. Времена изменились. Мы все глядим в Родригесы и Федоры Бондарчуки. Теперь у каждого журналиста лежит где-нибудь в секретной папке на рабочем компьютере киносценарий. Однако у романа есть одно очень большое отличие от сценария. Найти читателей для романа не так сложно. Его можно послать в издательство, выложить в интернет или прочитать вслух в недобрый час забредшему в гости другу. Если роман хорош, издательство его напечатает, интернет разнесет по всему свету, а друг останется другом. Сценарий, даже очень хороший, предназначен не для чтения. То есть неплохо, конечно, если его интересно читать. Но самое главное – должно быть интересно смотреть кино, которое снимут по этому сценарию.

Как не надо

Чтобы появился хоть малейший шанс на то, что это кино будет снято, нужно выучить множество обязательных к исполнению правил. Все начинающие сценаристы совершает одинаковые ошибки, по которым знающий человек с одного взгляда определяет дилетанта. Ваш покорный слуга не исключение.

Вот они, эти ошибки.

1) Проза вместо сценария.

«Он вошел в полутемный кабинет и огляделся. Его сердце громко билось. Он подумал о том, что сейчас узнает, кто убил старушку. Даже если ему самому придется при этом погибнуть. Но сейчас это было для него неважно…» мама дорогая, какая паршивая проза. А теперь представьте, что это сценарий. Как вы думаете, до какого слова успеет дочитать режиссер, прежде чем погибнуть, как ваш герой, только не от страха, а от отвращения? До слова «вошел».

В сценарии эта сцена должна выглядеть вот так:

ГЕРОЙ входит в кабинет, оглядывается.

Все остальное – от лукавого. Раскрою страшную тайну. Сценарист может даже писать с ошибками. Главное, чтобы его режиссер понимал.

2) Действие не движется.

Герой входит в кабинет, оглядывается, убийцу не видит, принимается поливать цветы. Потом долго смотрит в окно. Потом выходит на улицу и едет кататься на велосипеде. Потом помогает старушке перейти через дорогу. И на другой стороне дороги встречает убийцу и хватает его.

Вы скажете, что тем самым вы хотели показать зрителям, что ваш герой любит цветы, склонен к созерцанию, ведет здоровый образ жизни и помогает старушкам, в отличие от убийцы. Только все ваши зрители сбежали из кинотеатра еще во время поливки цветов. Вы не сдаетесь, вы потрясаете томиком Чехова. Дескать, у Антон Палыча три часа люди пьют на сцене чай, а тем временем рушатся их судьбы. Так, между прочим, у Антон Палыча главное-то как раз не чай, а судьбы. Научитесь так – будете драматургом номер два. После Чехова.

В общем, выбрасывайте все лишнее:

ГЕРОЙ входит в кабинет, оглядывается. Видит убийцу, хватает его.

3) Затянутые диалоги

Сам грешен. Написал однажды диалог на семь страниц, за что был зверски бит продюсером. Каждая сцена, каждый персонаж, каждое слово диалога в вашем сценарии должны двигать действие к развязке. А то получается что-нибудь вроде:

Входит убийца.
ГЕРОЙ
Добрый вечер.
УБИЙЦА
Здравствуйте.
ГЕРОЙ
Неплохая сегодня погода.
УБИЙЦА
Вчера было лучше.
ГЕРОЙ
А я тут, знаете ли, цветы хотел полить. Смотрю, цветы растут, а их никто не поливает.
УБИЙЦА
Да, все время про них забываю.
ГЕРОЙ
А я люблю цветы. Маргаритки, розы. Эти, как их, кувшинки…

Дальше три страницы про цветы, потом еще три про велосипеды, а потом как-нибудь и о старушках речь зашла. И вдруг герой ему в лоб: а вы и убили-с!

Ни в коем случае! Максимум:

ГЕРОЙ
Стой, убийца!
УБИЙЦА
Нет!

Герой хватает убийцу.

Чувствуете разницу? То-то же.

Как надо

Для начала вы должны придумать историю. И придумать ее от начала до конца. Составьте синопсис – небольшой пересказ истории на полторы-две странички. Второй этап – поэпизодник. Опишите вкратце каждую сцену, что в ней будет происходить. В полнометражном фильме должно быть около 40 сцен, в серии телесериала – 15-20. На стадии поэпизодника уже можно понять, правильно ли построен сюжет. Он обязательно должен включать в себя следующие элементы:

1) ЭКСПОЗИЦИЯ. Где происходит действие, кто герои. Но это не должен быть получасовой пересказ биографий с кадрами семейной хроники и закадровым голосом. Герой угоняет машину, за ним гонятся полиция, он выезжает на мост и прыгает с моста с парашютом – отличная экспозиция фильма «XXX».
2) ПЕРВАЯ ПОВОРОТНАЯ ТОЧКА. Самое время задать вопрос, на который отвечает ваш фильм. Если уж мы заговорили об «XXX», помните момент, когда героя похищают спецслужбы? Вот это оно.
3) ВТОРОЙ АКТ. Герой преодолевает препятствия. Убивает врагов, пытается завоевать любовь, строит электростанцию.
4) МИДПОЙНТ. Друг оказался предателем, любимая женщина влюблена в лучшего друга, герой узнает, что вместо электростанции он делает атомную бомбу, которая уничтожит весь мир.
5) ВТОРОЙ АКТ. Друга – закатать в бетон, любимую женщину – или забыть, или отбить, атомную бомбу – взорвать в безопасном месте.
6) ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ СЦЕНА. Последний поединок с бывшим другом, объяснение с любимой женщиной, взрыв бомбы.
7) ТРЕТИЙ АКТ. Сражаясь с предателем, герой находит новых друзей. Борясь за любовь, утрачивает смысл жизни и выбрасывается из окна. После взрыва бомбы начинает выращивать радиоактивные яблочки.

Когда поэпизодник готов, остается только написать диалоги. Только покороче, я вас умоляю! И не забудьте об оформлении. Это прозаик может сдать в издательство рукопись на обрывке обоев.

Сценарий должен быть напечатан шрифтом Courier new. Подробнее об оформлении сценариев можно прочитать в книге Александра Червинского «Как хорошо продать хороший сценарий». Или, к примеру, на сайте www.ruskino.ru.

Куда нести

Ну вот, вы написали гениальный сценарий и теперь не знаете, что с ним делать. И Спилберг не звонит, не интересуется, когда ему приступать к кастингу актеров. Для начала попробуйте разослать свою работу по кино- и телекомпаниям. В одной из десяти компаний ваш сценарий прочитают. Если он хорош, его сразу купят. Честно. Хороших сценариев мало и еще меньше сценаристов, у которых первый же сценарий оказался хорош.

Поэтому старайтесь участвовать во всех конкурсах, которых сейчас проводится великое множество. Цель всех этих конкурсов – найти талантливых сценаристов, а это ведь как раз вы, верно?

Но самый правильный путь – это, конечно, через знакомых. У вас нет знакомых продюсеров? Но, уверяю вас, у вас обязательно есть хотя бы один знакомый, у которого есть знакомый продюсер.

Будьте готовы встретить этого продюсера в любой момент. Говорят, в Лос-Анджелесе у каждого парикмахера лежит в кармане наготове сценарий, на случай, если в его парикмахерской захочет постричься какой-нибудь Клинт Иствуд. Если у вас нет парикмахерской – заглядывайте почаще в ЖЖ. Там точно есть продюсеры. В товарных количествах.

Александр Молчанов

ЗЫ. Да, чуть не забыл. Для того, чтобы стать сценаристом, нужно еще две вещи: талант и везение. До встречи на премьере!

 
ВаряДата: Понедельник, 2006-07-31, 6:24 PM | Сообщение # 2
Группа: Удаленные





Это какое-то пособие по боевикам sad
А фильмы остальных жанров?
 
НораДата: Понедельник, 2006-07-31, 6:36 PM | Сообщение # 3
Группа: Удаленные





tata, и фильмы остальных жанров пишутся по такой же схеме. Только я не согласна с автором этой статьи, что обязательно вначале надо составлять синопсис. Я нелюблю писать, когда заранее есть план.
 
ЮратаДата: Вторник, 2006-08-01, 0:57 AM | Сообщение # 4
Группа: Удаленные





Нор, а это ты там как maurisa пишешь? smile

Добавлено (2006-08-01, 0:57 Am)
---------------------------------------------
А этот Молчанов... он что написал (или что-то уже сняли?) cool

 
НораДата: Вторник, 2006-08-01, 1:06 AM | Сообщение # 5
Группа: Удаленные





Юрата, ты очень проницательна. wink hands
Я знаю, что он сценарист, а что написал, не знаю. sad
ЖЖ завела недавно, так как там очень много друзей с ЭФ. Вначале для того чтобы с ними общаться, но сейчас поняла, что там можно найти очень много полезной информации. wink
 
ЮратаДата: Вторник, 2006-08-01, 1:17 AM | Сообщение # 6
Группа: Удаленные





Я так понимаю, что самое главное в этом деле - деньги... cry , а как же прекрасное и вечное... weep no

Добавлено (2006-08-01, 1:12 Am)
---------------------------------------------
Ой, а это не тот Молчанов, который в ЧГК? Тогда у него есть знакомый продюссер - Каморин... tongue

Добавлено (2006-08-01, 1:17 Am)
---------------------------------------------
Ошибочка вышла... wink то не "А", а - "О"... cry

Сообщение отредактировал Юрата - Вторник, 2006-08-01, 1:12 AM
 
НораДата: Вторник, 2006-08-01, 1:19 AM | Сообщение # 7
Группа: Удаленные





Хм shock
Надо будет разведать... cool

А еще в продвижении своего сценария надо запастись терпением. sad

Сообщение отредактировал Нора - Вторник, 2006-08-01, 1:20 AM
 
НораДата: Вторник, 2006-08-01, 2:18 AM | Сообщение # 8
Группа: Удаленные





Юрата, вот что я нашла:
Александр Молчанов — сценарист, писатель, журналист, заместитель главного редактора газеты «Взгляд». Сотрудничал с телепроектами «Ха», «Фитиль», «Детективы».

Новости
26.05.2006

Cinemotion Group начинает работу по созданию сценария полнометражного художественного фильма под рабочим названием «Сердцеедка». Компания заключила соглашение о сотрудничестве со сценаристами Михаилом Дурненковым и Александром Молчановым.

 
ВаряДата: Вторник, 2006-08-01, 10:17 AM | Сообщение # 9
Группа: Удаленные





Quote (Нора)
tata, и фильмы остальных жанров пишутся по такой же схеме. Только я не согласна с автором этой статьи, что обязательно вначале надо составлять синопсис. Я нелюблю писать, когда заранее есть план.

А как же тогда "класика жанра"? Типа сцены в кафе из Мгновений?
Она в эти рамки не вписывается.
Или это уже зависит от уровня мастерства режисера?
Я как то слышала интервью с женой Гайдая. Она рассказывала про сценарий "Необычайного кроса". Мол, он его сам написал, всем показывал, окружающие только плечами двигали: мол, фигня ведь будет.
Ну, результат всем известен smile
 
НораДата: Вторник, 2006-08-01, 1:33 PM | Сообщение # 10
Группа: Удаленные





tata, вы правы, многое зависит от режиссера. smile
 
МаксиморонДата: Суббота, 2006-08-12, 7:50 PM | Сообщение # 11
Группа: Удаленные





Quote (Нора)
Я не люблю писать, когда заранее есть план.

Вопрос.
Я вот сначала сцены (или эпизоды, фиг их разберёт) набрасываю: Герой пошёл туда, а там... А потом... А в это время...
Ну, вот так оно у меня в башке одно из другого вытекает. smile

Это я, значит, с синопсиса начинаю?

 
arbuzovaДата: Суббота, 2006-08-12, 7:55 PM | Сообщение # 12
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2316
Награды: 7
Репутация: 15
Статус: Offline
Похоже. Но это хорошо. Большинство продюсеров, режиссеров предпочитают вначале прочитать синопсис, а уж потом берутся за сценарий.
А я не могу сначала создать синопсис, а потом писать сценарий. Мне становится ужасно скучно. sad
 
МаксиморонДата: Суббота, 2006-08-12, 8:39 PM | Сообщение # 13
Группа: Удаленные





(подняв бровки)
Надо работать над собой, Елена! smile

Вы же каждое утро знаете синопсис дня: 1. Нора делает зарядку... 2. Нора жарит яичницу... 3. Нора одевается и едет в издательство... 4. Нора ложится спать...

А теперь наложите на эту схему любой свой день.
НУ, И ЧТО В СИНОПСИСЕ СКУЧНОГО?

(с интонациями свежеиспечённого мэтра)
Всё дело в дета-алях, милочка... В дета-алях... smile

 
НораДата: Суббота, 2006-08-12, 9:01 PM | Сообщение # 14
Группа: Удаленные





Максиморон, не. Когда я пишу у меня полет мысли, который я почти не контролирую. И куда меня занесет, я не знаю.
Мы так с соавторм написали комедию за 10 дней. Когда я получала его кусок, то не знала, что в нем. Потом читала и продолжала в том же ключе. И он не знал, какой сюрприз ему приготовлю в следующем фрагменте. Кайф! biggrin
 
МаксиморонДата: Суббота, 2006-08-12, 11:14 PM | Сообщение # 15
Группа: Удаленные





Ну... Я так пишу прозу. smile
 
Archi_GudvinДата: Четверг, 2006-11-30, 11:58 AM | Сообщение # 16
Группа: Удаленные





Нора,а как вы нашли соавтора,если не секрет?
 
ВячеславДата: Воскресенье, 2006-12-10, 1:51 PM | Сообщение # 17
Группа: Удаленные





Нора,
Вы имеющая большой опыт, может подскажете, интересны ли сценарии похожие на "Двенадцать стульев". Извините за глупый вопрос, но к какому жанру относится данное бессмертное произведение. Просветите лоха.
 
НораДата: Воскресенье, 2006-12-10, 2:54 PM | Сообщение # 18
Группа: Удаленные





Вячеслав, что не вы так себя... bash

"Двеннадцать стульев" я бы отнесла к жанру авантюрная комедия. wink

Хорошие комедии сейчас очень нужны. Это самый востребованный жанр. biggrin

 
ВячеславДата: Воскресенье, 2006-12-10, 4:22 PM | Сообщение # 19
Группа: Удаленные





Я предполагал этот жанр, но меня мучили сомнения. С фантастикой и любовными романами проще и понятней. А там и сатира и юмор и ирония и т.д.

Жотелось бы узнать ваше мнение, получится ли из моих зарисовок сценарий. Размещу часть, чтобы не утомлять на форуме. По-моему главное идеи и персонажи, остальное можно доработать.

 
НораДата: Воскресенье, 2006-12-10, 4:26 PM | Сообщение # 20
Группа: Удаленные





biggrin
 
ВячеславДата: Воскресенье, 2006-12-10, 10:19 PM | Сообщение # 21
Группа: Удаленные





Не знаю, что происходит не могу разместить на пробе пера текст.
 
НораДата: Воскресенье, 2006-12-10, 10:58 PM | Сообщение # 22
Группа: Удаленные





У вас может быть большой фрагмент? Здесь на сообщения установлен лимит, кажется, 40 000 знаков. Попробуйте разбить на два раза. Вначале поместите 1 часть, а во втором сообщении 2 часть.
 
ВячеславДата: Воскресенье, 2006-12-10, 11:40 PM | Сообщение # 23
Группа: Удаленные





Нора, вы гений.

Осталось узнать как стать сценаристом.

 
pillotersДата: Пятница, 2006-12-15, 11:03 AM | Сообщение # 24
Группа: Удаленные





Вечный вопрос, "Быть, иль не быть" - сценаристом. smile
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Arbuzova © 2024 |