Мастер-класс от дяди Саши: http://kinshik.livejournal.com/185055.html
В прошлом выпуске нашего мастер-класса я рассказал о том, как строится сюжет детективного сериала. Возможно, кому-то эта схема может показаться слишком простой и стандартной. Действительно, сериал – это конвейерное производство. Но на конвейере можно собирать «Жигули», а можно – «Феррари».
Сериальный конвейер – весьма сложный и тонкий механизм, нуждающийся в постоянной настройке. К сожалению, иногда руководители каналов и продюсеры забывают об этом. Например, когда запускают продолжения популярных сериалов, в которых исчерпаны все возможности развития сюжета, использованы все ходы и разрешены все конфликты. Но не будем о грустном. Будем о веселом. О ситкоме.
Ситком или ситуационная комедия – это комедийный сериал, в котором, как правило, есть одно или несколько неизменных мест действия, несколько постоянных основных героев и каждая серия представляет собой законченную историю, не связанную по сюжету с предыдущими и последующими сериями. Этот жанр родился на радио в 20-х годах прошлого века, в 70-х он пришел на телевидение. Первый российский ситком «Клубничка» был снят в 96-м году и прошел без особого шума. В России этот жанр получил настоящее признание только после оглушительного успеха сериала «Моя прекрасная няня».
В отличие от детективных сериалов и мелодрам, имеющих формат 44-52 минуты, ситком гораздо короче – 22-24 минуты. Это связано с тем, что зритель быстрее утомляется от такой сильной эмоции как веселье (и, кстати, это же правило касается страха – фильмы ужасов заметно короче, чем детективы или мелодрамы). Попробуйте посмотреть несколько серий какого-нибудь ситкома подряд. Очень скоро вы заметите, что шутки уже не кажутся вам такими смешными, а вскоре они и вовсе начнут раздражать. Герои покажутся плоскими, сюжеты шаблонными. Ушла эмоциональная волна – и сериал сразу перестал нравиться.
Малый хронометраж диктует свои ограничения. Зритель должен с первых же минут понимать роль каждого героя в истории и не отвлекаться на сложные перипетии. Главное здесь не история и не тонко выписанные характеры персонажей. Главное здесь – шутки.
Считается, что в сценарии ситкома должно быть 4-5 шуток на страницу. В некоторых ситкомах встречаются большие сцены со сложными и в тоже время невероятно смешными перекрестными диалогами (Например, в отличном сериале «Теория большого взрыва»). Но обычно диалоги в ситкомах строятся из «кирпичиков» по три реплики:
1) Вопрос
2) Ответ
3) Комментарий по поводу ответа.
При этом предполагается, что уже ответ должен вызвать смех, а комментарий должен стать смысловым «пуантом» всего диалога и вызвать взрыв смеха.
Например:
ИНТ. БАР. ВЕЧЕР.
Герой входит в бар с удочкой в руках.
БАРМЕН
Зачем тебе удочка?
ГЕРОЙ
Собираюсь поймать какую-нибудь симпатичную рыбку.
БАРМЕН
Смотри не поймай симпатичного полицейского.
Придумывать действительно смешные шутки невероятно трудно (кстати, я в курсе, что шутка, приведенная выше, не смешная). Поэтому ситкомы практически никогда не пишет один автор – всегда работает команда. Но, в отличие от телеромана, в сценарной бригаде ситкома нет разделения на сюжетчиков и диалогистов.
Сценаристы собираются за столом и устраивают мозговой штурм, придумывая шутки, шутки, шутки. Некоторые из них смешные – некоторые нет. Пока вся группа упражняется в остроумии, кто-нибудь один сидит с ноутбуком и записывает. Потом он идет домой и дорабатывает серию, придавая ей более-менее законченный вид.
Потом снова собирается вся группа, читает сценарий, ругает человека с ноутбуком за то, что он извратил их гениальные шутки и придумывает новые. В итоге получается некий первоначальный вариант сценария, который отдают актерам. Актеры устраивают читку сценария. При этом обязательно присутствует один сценарист, который слушает и помечает – какие шутки остались такими же смешными, когда их произнесли актеры, а какие – не воспринимаются на слух. Бывают такие шутки – читаешь на бумаге – смешно, а попробуешь произнести вслух – какая-то чушь. Чтобы эта чушь не попала в эфир, сценарист тут же дорабатывает сценарий. Затем актеры репетируют сцены со зрителями. И снова сценарист прислушивается – смеются ли зрители, все ли шутки они понимают? Если что-то не работает – значит, нужно снова вносить поправки. Это сильно замедляет работу, но делает сериал действительно смешным.
В России такой метод считается слишком дорогим. У нас никто не будет возиться с актерами и сценаристами целую неделю, чтобы получить 22 минуты пусть и высококлассного телевизионного зрелища. Для упрощения и удешевления работы над юмористическими сценариями, у нас берут усмешнителя - человека, который читает готовый сценарий и «усмешняет» его – придумывает для него новые шутки. А проверяют его работу сразу на телезрителях. Есть рейтинг у сериала – значит, хороший усмешнитель. Рейтинг падает – усмешнителя переводят на галеры в диалогисты на телероман.
Герои, темы и сложность шуток зависят от аудитории, которой адресован сериал. Чем проще шутки и чем более узнаваемы герои – тем шире аудитория. Например, прекрасный, очень умный и тонкий сериал «Студия 60» о буднях работников телевизионного скетч-шоу провалился. А пародия на него, «30 rock», довольно простая и грубоватая – имеет бешеный успех.
Сериалы «Друзья» и «Как я встретил вашу маму», в которых действуют обычные ребята, как ты да я – очень популярны. А «Компьютерщики» о чокнутых сисадминах имеет культовый статус лишь в очень продвинутых кругах телегурманов.
Дело в том, что восприятие юмора очень сильно зависит от культурных традиций. Язык юмора, в отличие от языка любви, не является интернациональным. Вспоминается история про одного видного советского кинодетеля, который однажды целый вечер пытался развеселить Акиру Куросаву. Бедняга целый вечер травил анекдоты. Куросава выслушивал перевод и кивал с каменным лицом. В отчаянии кинодеятель собрался уходить и стал искать свои очки. И с ужасом обнаружил, что он на них сидел. И вот когда Куросава увидел раздавленные очки, он начал так смеяться, что не мог успокоиться до конца вечера. Дело не в том, что Куросава идиот – просто в его культурной традиции смешны раздавленные очки, а в нашей - русский, немец и поляк в пустыне.
Впрочем, от интеллектуального уровня зрителей тоже многое зависит. Например, Эйнштейн придумывал формулы, простота и изящество которых вызывала смех и аплодисменты коллег. Понятное дело, что понять такой теоретически-физический юмор и посмеяться над ним могли от силы человек пять во всем мире.
А вот вам такая история. Шофер, который однажды вез Эйнштейна на лекцию в какой-то отдаленный университет, сказал ему:
- Я так много вас возил, что могу прочитать вашу лекцию за вас.
- Попробуй, - сказал Эйнштейн. Они поменялись местами, приехали в университет, шофер под аплодисменты встал за кафедру и прочитал слово в слово лекцию Энштейна. И тут какой-то ученый поднял руку и попросил лектора решить какую-то невероятно сложную формулу. Шофер не растерялся и сказал:
- Это так просто, что с этой формулой справится даже мой шофер.
И поманил Эйнштейна, который скромно сидел в заднем ряду. Эйнштейну ничего не оставалось, кроме как выйти решить формулу.
Думаю, этот анекдот поймут и сочтут забавным уже немного больше, чем пять человек.
Как вы думаете, что знает об Эйнштейне подавляющее большинство жителей нашей планеты? Что это какой-то ученый, который однажды показал язык фотографу. Это самая простая шутка Эйнштейна, и она же самая понятная.
Мораль этого научного экскурса такова: когда собираетесь пошутить, подумайте, поймет ли зритель вашу шутку, не сочтет ли он ее оскорбительной и, наконец, будет ли она для него смешной.
Теперь поговорим о героях и сюжетах ситкомов. Они столь типичны, что существуют готовые классификации, которые я, не мудрствуя лукаво, просто процитирую:
Базовые сюжетные принципы:
«Рыба без воды» - герой, оказавшийся в непривычных условиях (няня Вика в семье продюсера Шаталина в «Моей прекрасной няне», иноплянетяне на Земле в «Третьей планете от солнца»).
Контраст – герои, настолько сильно отличающиеся друг от друга, что само их соседство создает комический эффект (блондинка Пэнни и молодые гении в «Теории большого взрыва»).
Ненадежный рассказчик – герой, имеющий юношеское, незрелое восприятие ситуации (например, инфантильные «Компьютерщики»).
Пародия – герои оказываются в ситуациях, которые развиваются по канве хорошо известных зрителю историй (например, когда герой пытается вести себя как шпион или супергерой).
Основные персонажи:
Наивный дурачок.
Резонер.
Придурок.
Антагонист.
Роковая женщина.
Казанова.
Этнический или региональный стереотип.
Второстепенные герои:
Назойливые соседи,
Сумасшедшая жена и её несчастный муж.
Скряга,
Добрый неудачник,
Грубый слуга.
Герой, который никогда не появляется на экране.
Заботливый отец,
Навязчивые родственники
Сюжетные ходы:
Многие комедийные ситуации в ситкомах основываются на лжи героя или сокрытии правды. Ниже представлены самые популярные случаи лжи:
Попытка спрятать вопиющую ошибку или неправильное поведение в какой-либо ситуации.
Попытка защитить близких и друзей от плохих новостей.
Попытка «исправить» ошибку, пока её не заметили.
Попытка скрыть трещину в отношениях.
Попытка сохранить преимущество.
Попытка одурачить кого-то.
Попытка вернуть украденное имущество, пока никто не узнал о краже.
Попытка спрятать уничтоженное имущество, пока никто не узнал о его уничтожении.
Попытка игнорировать кого-то из героев.
Попытка восстановить вариант событий.
Попытка удержать ситуацию ложью, тем самым, сделав её хуже.
Большинство ситкомов используют какую-либо из вышеуказанных форм лжи. Также достаточно часто употребляются некоторые из этих принципов:
Один или несколько героев переходят в другое окружение, с целью «вернуться туда, откуда они пришли».
Герой решает изменить своё тело, свои привычки или что-то ещё для того, «чтобы чувствовать себя нормально».
Герой принимает участие в конкурсе или гонке.
Герой получает ответственную должность на работе и не может с ней справиться.
Появляются новоприбывшие или незнакомцы, что и меняет отношения между главными героями.
Праздничный эпизод, например, Хеллоуин или Рождество.
Герой думает, что другой персонаж собирается умереть и пытается всячески угодить ему, на что второй думает, что у него есть преимущество.
Мужчина и женщина обмениваются своими ролями, чтобы что-то доказать друг другу или кому-либо другому, но возвращаются к своим функциям.
От себя добавлю такой распространенный сюжет:
Мужчина отправляется на свидание одновременно с двумя девушками, вынужден метаться между двумя столиками, и в конце концов допускает ошибку.
Это все, что я хотел рассказать о ситкоме. Надеюсь, вам не показалось, что написать хороший смешной сериал просто. Тысячи людей знают наизусть все сюжетные ходы в ситкомах, а действительно смешных сериалов единицы.
Больше скажу. Заставить зрителя заплакать – пара пустяков. А вы попробуйте-ка заставить его засмеяться!
Домашнее задание на этот раз такое: у вас уже есть место действия и есть герои. Попробуйте придумать историю. Не весь сериал, а одну серию. Первую. И напишите синопсис. Не слишком подробный. На одну страницу. Но чтобы в нем было понятно, о чем история, какие конфликты и какие повороты. В комментариях ставьте, пожалуйста, ссылку на описание ваших героев и места действия, чтобы не повторяться.