http://russianwritersclub.com/index.php?razdel=59&article=329 Творческий кризис (или «писательский затык» как его называют некоторые) — состояние, когда автор, как бы он ни хотел, не способен написать ни строчки, поскольку ничего нового и оригинального в голову не лезет. Это не глобальный кризис, а временное состояние, которое все авторы время от времени переживают.
Как можно выйти из подобного состояния? Дам три совета, которые помогают мне:
1. Часто причиной возникновения писательского блока является страх. Страх перед неизвестностью. Опасение, что сценарий (пьеса, роман, рассказ) не получится. Боязнь, что будет хуже, чем вы могли бы написать.
Чтобы избавиться от страха, отбросьте все оценивающие суждения. Разрешите себе писать плохо! Неважно, что сейчас не всё получается. Всё равно позднее вернётесь и исправите написанное.
Полностью освободитесь от эмоциональной зависимости писать хорошо с первого раза. Даже гении так не писали. Кажется, Гоголь мог одну и ту же строчку по 70 раз переписывать. А чем вы хуже? Пишите, как пишется. И не переживайте по поводу качества. За шлифовку возьмётесь позднее, когда будете редактировать рукопись.
2. Ещё одна причина писательского блока — отсутствие информации. Сценарист или автор пишет, пишет и вдруг — "стоп кран": нет идей для продолжения. Что можно сделать? Исследовать возникшую проблему в контексте места, времени и характера персонажей. Посмотрите, всё ли вы знаете о своих героях? Каков их характер, достоинства и недостатки? Если герои обладают определёнными качествами, то несложно определить, как персонажи должны вести себя в той или иной ситуации.
Если события происходят в далёкой исторической эпохе, убедитесь, что вы знаете достаточно об этом времени. Почитайте исторические книги, учебники, романы. Расширяйте знания!
Если сцена должна произойти в определённом месте, представьте его. Нарисуйте план местности или здания. Что там делают ваши персонажи? Как они появляются и куда уходят? Исследуйте все детали, факты и возможности.
Собирайте как можно больше информации. Больше информации — больше идей.
3. Никаких отговорок. Никаких завтра. Начните здесь и сейчас. Просто садитесь и пишите.
Установите лимит: 1, 3, 5 или десять страниц в день. Определите срок, когда вы должны закончить книгу или сценарий. Если не укладываетесь, ничего страшного. Перенесите дату на более удобный день. Не забывайте про мотивацию. Поощряйте себя. Напоминайте, что сможете получить, когда закончите работу. Возможно, вы — гений, чьи произведения стоят не только больших денег, но и Оскара, и Букера, и даже Нобелевской премии. Но если вы свой сценарий или книгу не закончите, то никто никогда не узнает о вашем таланте, и никто никогда не сможет оценить тех идей, которые вы намереваетесь предложить миру.
Всё в ваших руках.
_______________________
Дополнение от Эльвиры Барякиной:
Поделюсь приемом, который помогает мне преодолеть ступор -- когда сидишь перед экраном и понятия не имеешь, что писать дальше:
Например, героиня приходит на встречу с новым человеком. Я чувствую, что этот "новый" получается блеклым и безвкусным, как недожаренный кабачок. Он и по сюжету должен быть таким -- не особо интересной личностью; героине моей скучно и вся сцена выходит вялой.
Полдня бьюсь, чтобы нагнать эмоций - не получается. А что, если сделать перевертыш? Смотрим на мир глазами не героини, а именно этого "новичка" -- под это дело можно расписать его внутренний мир (возможность вставить несколько любопытных историй), плюс показываем героиню с неожиданного ракурса. "Новичок" ее недолюбливает. А за что? А как он себя с ней ведет?
И пошло-поехало.