Quote (Alex) |
Я видел только минут 10 одной серии. Подводная лодка там есть и она уже на дне. Кроме того, я так понял, там еще куча сюжетных линий - до мирового заговора включительно! Так что на 100 серий хватит! |
Меня хватило на две с половиной серии. Ужос. Впрочем, дальше можно не смотреть, на форуме этого сериала нашел замечетальную рецензию капитана 2 ранга Черноморского флота России Сергея Должикова, вот она:
Комедия подводного режима
…Сообщение об убийстве дочери российского комбрига контр-адмирала Нарокова Ольги было опубликовано на первой странице флотской газеты «Флаг Родины». Случайно увидевший это сообщение маленький сынишка Ольги и командира подводной лодки Б-556 капитана 2 ранга Кулешова заплакал. А автор этих строк, имеющий к тому самому «Флагу Родины» непосредственное отношение, не выдержал и, извините, заржал. Потому что вышеуказанная информация почему-то располагалась под отчетливо видной рубрикой «Сегодня – Международный день театра» и рядом с поздравлением Военного Совета ЧФ по этому поводу. Стало окончательно ясно: происходящее на экране - вовсе не драма. Это фарс, а скорее всего – просто комедия. Пусть создатели сего творения и определили его жанр ни много – ни мало, а как «народный роман»…
Сюжетные загибы
Речь о телесериале «Автономка», показ которого не так давно начал телеканал НТВ. Если бы, подобно большинству зрителей, мне пришлось отслеживать происходящие на экране перепитии, каждый день дожидаясь установленного часа, уже давно не выдержал бы и плюнул. Как это сделали многие серьезные люди, с кем пришлось обсуждать поднимаемую тему. Но судьба послала небольшой «подарок» в виде DVD-диска с отштампованными на нем первыми 20-ю сериями «народного романа». И потому пусть через силу, но их удалось посмотреть достаточно быстро и не отвлекаясь на рекламу гигиенических средств.
Что там, в этих первых двадцати сериях «Автономки» (всего их, говорят, планируется снять около сотни)? Если вкратце, то сюжет таков. Где-то в Черном море по какой-то учебной надобности бродит российская дизельная подлодка Б-556, которой командует капитан 2 ранга Кулешов – зять комбрига Нарокова. В море подводники обнаруживают плотик, в котором находится пилот упавшего в море украинского самолета. Пилот в звании капитана, а зовут летчика… Галя, поскольку это не он, а она. Мадмуазель является дочерью украинского комбрига Курочкина, а еще – агентом иностранной разведки, охотящейся за российскими секретами. Ее в фильме представляют толстый афроамериканец Питер, носящий военную форму, очень смахивающую на ту, что носят американские солдаты в Ираке, и некий господин, которого, видимо из соображений конспирации, поначалу показывают только с затылка. В перерывах между вербовками, получением толстых конвертов с секретными данными от агентов и передачей им не менее толстых конвертов с СКВ резиденты сидят в начиненной суперсовременной аппаратурой яхте и живо обсуждают коварство «этих русских».
Так вот, эта самая Галя оказывается на борту российской подлодки и учиняет там подлинный беспредел – устраивает истерики, носится по отсекам, то «вырубая» всех подряд отработанными ударами в темечко, то пытаясь соблазнить, и даже похищает у «особиста» ключи от «секретной комнаты» (оригинальная терминология). Несмотря на явно предосудительное поведение украинского аса, в Галину влюбляется молодой матрос Зайцев, чья главная обязанность по фильму – сидеть в коридоре и писать дневник.
Зачем летчице нужно было проявлять невероятное коварство и изобретательность в борьбе со спасшими ее подводниками, не очень понятно, поскольку вскоре выясняется, что на корабле у новой Мата Хари есть сообщник – боцман. Он-то и передает коллеге флэшку с совсекретной информацией об уникальной разработке российской «оборонки». Как оказывается впоследствии – некоей установке, позволяющей лодке обходиться без… аккумуляторов.
Установку еще на третьем курсе института придумал лейтенант Синельников, прибывающий на Черноморский флот вместе с молодой женой Юлей. А саму установку, разобранную на мелкие части, привозят на украинскую территорию в… консервных банках с тушенкой и сгущенкой. Операцию курируют комбриг Нароков и майор Макаров, по замашкам – явно грушник.
Еще в первой серии Б-556 внезапно начинает тонуть, причем тонет вплоть до 11-й серии, долго и мучительно. Сначала у субмарины вышибает какую-то «заглушку», потом чего-то цистерны не продуваются, потом лодка обесточивается и в результате оказывается на грунте, на глубине 157 метров. Электричества нет, харчи залило морской водой, воздуха – на несколько дней. В общем, кошмар. В поисках выхода из критической ситуации офицеры и весь экипаж начинают усиленно потеть и нервно искать «обрывы» в электрических цепях лодки. Не успеют найти один – появляется другой. Как выясняется еще десятком серий позже, этот саботаж был делом рук матроса Дрозда, которому приказал всячески вредить команде контр-адмирал Ярославцев из Главного штаба ВМФ. Все потому, что Ярославцев питает глубокую личную неприязнь к комбригу Нарокову и мечтает снять его с должности.
В это время на берегу развивается другая сюжетная линия. Штаб российского флота пикетируют щедро оплачиваемые студенты в оранжевых майках, жгущие российские флаги и размахивающие обидного содержания транспарантами. В окна квартир российских военных летят камни с не менее обидными записками. Украинские власти, действующие по наущению афроамериканца Питера, вредят черноморцам, где только могут, и заявляют протесты по каждому поводу. Дочь Нарокова Ольга застает в кабинете отца некую личность, пытающуюся вскрыть сейф контр-адмирала. Скорее всего, именно за это беременную вторым ребенком Ольгу и убивают. Местная прокуратура, берущаяся за расследование дела, вскоре кладет его «под сукно». Другие персонажи усиленно изменяют кто мужу, кто – Родине. В город прибывает еще один российский агент по кличке Молот, как водится – примерный семьянин и отец двоих детей, сразу же начинающий любовные шашни сразу с несколькими одинокими женщинами. Зачем ему это было нужно, остается неясным, поскольку Молота вскоре тоже убивают.
А Синельников начинает собирать свою секретную установку, выковыривая ее детали из банок с тушенкой и сгущенкой. Охранявшего их часового задушили, но секретный груз оказался нетронутым. Случается другая незадача – самую нужную консервную банку, содержащую некий важный микрочип, еще накануне похитили разбитные дембеля. Банку активно ищет Макаров, но обнаруживает ее все тот же Синельников, случайно заглянувший в каптерку, где дремают окосевшие от водки и дармовой сгущенки разбитные дембеля.
Лежащую на грунте подлодку находит крейсер «Орел». Немедленно спасти подводников, которые с голодухи начинают тырить друг у друга консервированный зеленый горошек и пытающихся разобраться, кто это на борту крысятничает, мешает шторм. Когда он слегка утихает, водолазы цепляют к увязшей в иле Б-556 стальной трос, и «Орел» начинает вытаскивать ее из пучины – примерно так, как трактор вытаскивает из грязи буксующие авто. Но трос рвется, шторм разыгрывается с новой силой, и подводникам ничего не остается, как… попытаться всплыть самим. На удивление, это у них получается легко и естественно.
А в это время «особист» Макаров узнает об очередной готовящейся против российского флота провокации. После раздела флота украинцы получили в свое ведение некий военный завод, цистерну с радиоактивными отходами и полмиллиона (правда, неясно, в какой валюте) на их захоронение. Полмиллиона они, ясно, стибрили, а отходы просто закопали неподалеку. И теперь российских военных хотят обвинить в загрязнении окружающей среды. Но благодаря предусмотрительности Макарова отходы удается откопать и тайно вывезти, предварительно до смерти запугав местного журналиста, которому удалось узнать об операции. «Опять эти русские нас обошли», - горюет по этому поводу афроамериканец Питер.
Наконец-то собранную установку Синельникова монтируют на лодке. Б-556 готовится уйти в автономку. Галя по наущению своих хозяев морочит голову и старпому Хвощенко, и лейтенанту Синельникову, но любит она матроса Зайцева, который при всплытии лодки получил тяжелым ящиком по хребту. Недвижимый, но жутко влюбленный в Галю лежит он в госпитале, и нет никакой надежды, что парнишка сможет ходить. А все потому, что скупое флотское командование не хочет давать денег на титановую берцовую кость, и Гале ничего не остается, как еще и еще раз продаться иностранцам. А командир лодки Кулешов начинает собственное расследование обстоятельств, предшествовавших убийству его жены, и чего он только не узнает…
Вглядываясь в кадр
Если бы в каждой серии не мелькали до боли знакомые здания и улицы Севастополя – смотреть в сериале было бы не на что. Ведь он снимается в декорациях, в натуральную величину лодки и здания якобы штаба флота построенных в Москве. Но для «перебивок» эпизодов киношники наснимали видов Севастополя и Балаклавы, и в сериале часто-густо мелькают и Севастопольская бухта, и набережная Балаклавы, штаб и музей ЧФ, Большая Морская, Советская, «Варшавянка» в море… Все остальное – чужое и незнакомое, часто-густо глупое и пошлое, и оттого – вызывающее протест.
В рундуке у командира БЧ-5 российской подлодки лежит том Достоевского, закладкой в котором является… колода порнографических карт. Судя по всему, на досуге режется в карты и матрос Зайцев, также таскающий колоду в кармане, хотя настоящие моряки знают, что на корабле карты под запретом. «Уходя, не забудь сдать секретные документы и выключить свет», - напоминает комбригу Нарокову табличка, висящая в его кабинете. Практически все каюты и военные кабинеты (по фильму) снабжены плакатами военных и послевоенных лет: «Не болтай!», «Я не пью!» и тому подобными. Командира Б-556 все окружающие упрямо зовут «капитаном». Что до формы одежды военных моряков, то там – подлинное творчество. Младшие офицеры – в рубашках с длинным рукавом, офицеры рангом повыше носят рубашки с коротким рукавом (кто с галстуком, кто без него), а адмиралы щеголяют преимущественно в тужурках, причем погоны на них – без пуговиц. Навалом в фильме и других нелепиц, хотя в его консультантах числятся аж два капитана 1 ранга.
Персонажи в сериале – под стать декорациям. Нароков ничего не может делать без своего начальника штаба и Макарова. «Особист» важнейшие решения принимает в спальне, делясь добытой информацией с бывшей женой. Кулешов – псих с комплексом неполноценности, то обнимающий подчиненных, то орущий на них, все время вынужденный доказывать, что именно он на лодке командир. И немудрено, потому что ему все грубят и перечат. Старпом Хвощенко руководит преимущественно с помощью угроз, суля кому гауптвахту, а кому - дисбат. Остальные подводники, главная цель жизни которых – украсть спирта у «механика», общаются преимущественно так: «Эй вы, улитки вареные!» Юный Синельников перманентно воюет то с подчиненными ему учеными секретной лаборатории, то с собственной женой. Агенты иностранной разведки – настоящие кретины, так и хочется спросить, кто их на работу нанимал?
Что до персонажей, представляющих украинскую сторону, то там, как в «Ревизоре» у Гоголя, и вовсе нет никого более или менее положительного: гаишники, таможенники, военные моряки, работники прокуратуры, журналисты, члены партии «Украина молодая» - чуть не пожиратели грудных младенцев, разговаривающие на «легком суржике» фразами типа: «Руки прочь от незалежной Украины!» Для того, чтобы у зрителей не было сомнений, кто есть кто, отдельные персонажи носят кепки не только с украинским флагом, но и надписью «Украина». Складывается впечатление, что у кого-то из авторов фильма явно имеются личные обиды то ли на эту страну, то ли на украинцев вообще, вот он и выплескивает эти обиды в гротескной, но довольно развязной манере, далеко за гранью дозволенного воспитанным людям.
Впрочем, недалекие по фильму не только украинцы, но и русские, абсолютно все: Кулешов, явно не представляющий, как поднять вверенную ему лодку на поверхность, «механик», не умеющий обнаружить элементарную неисправность, Дрозд, готовый утонуть вместе с поврежденной им же лодкой, наивный Зайцев, умудряющийся получить тяжелейшую травму «на ровном месте», коварный Ярославцев, организующий настоящую диверсию и рассчитывающий, что ему все сойдет с рук. Готовый скорее расстаться с жизнью, чем отдать кому-то «секретные» сгущенку с тушенкой Макаров теряет означенного продукта целых двадцать ящиков. Галина и вовсе прячет содержащую совсекретную информацию флэш-карту не в красную перечницу, как ей надлежало сделать, а в синюю солонку, а после долго ищет ее вместе с предателем-боцманом в мусорных баках. Зато все поголовно блестяще «ботают по фене», то есть общаются на ядреном уголовно-гопниковском сленге.
Что до сюжета – то и в нем полный бред. Бедовая тетка одного из матросов, минуя всю вахту, проникает прямо в центральный пост субмарины. Россияне, упрямо преодолевая массу препятствий, везут уникальную научную разработку прямо в лапы иностранных спецслужб. Закодированную Синельниковым информацию не может раскодировать целый отдел иностранной разведки. А в эпизодах между явными нелепостями все герои и антигерои, героини и антигероини серила пьют до одури – метиловый(!) спирт, водку, вино, шампанское, причем офицеры щедро наливают не только друг другу, но и матросам тоже, а потом лезут в драку или мебель крушат. А что делать? Везде враги, везде шпионы, предательства, измены, убийства… К тому же, кто кого любит и кто с кем спит – совершенно потеряно. Поневоле «квасить» начнешь – преимущественно под балалайку или гармошку, постоянно звучащие «за кадром».
Неужто именно так представляют себе жизнь моряков и членов их семей обозначенные в титрах сериала его главный автор Ася Карева и автор сюжета Татьяна Кабзистая? Неужто именно так видит и моряков, и патриотов России, и весь остальной мир художественный руководитель постановки Петр Штейн? Неужто именно таким показался им Севастополь, если они его, конечно, посещали? Мам-ма мия!
Спасите ваши души!
До сих пор помнится заголовок из районной газеты, прочитанный еще в юности: «Зачем пришла к нам Анжелика?» Автор помещенной под ним статьи долго и довольно нудно морализировал на тему французского «сериала», некогда нашумевшего в советском прокате, объяснял валом валившему на красочную картину с лихо закрученным сюжетом неискушенному отечественному плебсу, почему этот фильм плохой, и завершал рецензию в соответствующем духе: «Чур меня, чур!». Дабы не уподобляться районному автору, попытаюсь быть кратким.
В нашей стране существует чудовищный дефицит на фильмы патриотической тематики, в том числе картины о российских армии и флоте. Вариации на темы бандитов, «ментов», проституток, олигархов и продажных политиков себя практически исчерпали, зритель от них устал. Среднестатистический россиянин матерой «чернухой» с «порнухой» пресыщен, он хочет видеть на экране совсем других героев. И отечественный кинематограф отзывается на эти изменившиеся запросы. Но отзывается так коряво, так неумело, что подчас только диву даешься. Все как-то второпях, все скомкано, все без души, а паче того – все сплошное вранье, в жанре ненаучной фантазии.
Взять ту же «Автономку». И декорации там максимально приближенные к реальным объектам, и актерский состав, за некоторыми исключениями, занят неплохой, и денег, чувствуется по всему, вбухано немало. А настоящим искусством в фильме и не пахнет. Все та же «чернуха» с «порнухой», все тот же кич, рассчитанный на мещанина, все тот же квасной патриотизм с непременным самоуничижением, все та же претензия на художественность. Убого, зло и неумно. Но зато под маркой посвящения фильма 100-летию подводных сил России, зато под сенью Андреевского флага, мелькающего уже в титрах.
Авторы сериала настойчиво предупреждают: «Все события и персонажи в сериале вымышлены. Сходство с реальными лицами и событиями случайны». Предупреждают не напрасно – знают, что очень далеки упомянутые «события и персонажи» от реальной жизни, от реальных людей. Для того, чтобы создавать подлинные шедевры, требуются масса времени и титанический труд. Гораздо проще пристроиться в кильватер чужой славы, чужих заслуг, чужого геройства, да по-быстрому настричь купонов и себе, и внукам, не щадя, между прочим, ни своих, ни чужих, и не особо разбираясь: адмирал там или матрос, украинец или россиянин, женщина или мужчина, правый или виноватый. На такое «мочилово» «пипл» из глубинки клюнет, этим он заинтересуется. Смею предположить, что только поначалу.
«Захребетники» от искусства, «халявщики» от вечных ценностей и циники от патриотизма переведутся у нас только тогда, когда на их поделки не найдется покупателей. Скажем, очень многие заслуженные люди, посмотрев всего несколько серий «Автономки», просто переключили НТВ на другие каналы. Могу сказать уверенно, что и автора этих строк ничто на свете не заставит купить DVD с продолжением сериала. Думается, непременно, и очень скоро, настанет день, когда ширпотреб, подобный сляпанному «Марафон фильмом», придется везти на свалку прямиком со съемочной площадки. И вот тогда ему на смену придут подлинные шедевры, в которых обязательно будут узнаваться и эпоха, и события, и люди – как узнаются они в произведениях, что пережили своих авторов на века.
Капитан 2 ранга Сергей Должиков, Черноморский флот России
http://avtonomka.ru/forum/viewtopic.php?t=2295